Комплаенс

В России действует и активно развивается законодательство в области профилактики и противодействия коррупции не только в государственных органах, но и на предприятиях всех форм собственности.

Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО), которая располагает сильными и совершенными правовыми инструментами ведения бизнеса, значительно расширило горизонты для российских предпринимателей. Но, судьба российских хозяйствующих субъектов во многом зависит от того, насколько эффективно они смогут эти инструменты использовать.
В этой связи особую актуальность в России приобретает широко применяемая за рубежом Система Комплаенс (Compliance System) - механизм обеспечения соответствия организации всем относящимся к ней нормам и требованиям регуляторов, эффективного управления рисками и противодействия угрозам применения санкций.

Российская экономика осуществляет активную интеграцию в глобальную международную экономическую систему, где уже интенсивно развивается и действует общественная социальная регулятивная система, представляющая собой совокупность взаимодействующих нормативных и ненормативных регуляторов в сфере борьбы с коррупцией, со взяточничеством и в сфере противодействия отмыванию денежных средств, полученных незаконным путем. Российскому бизнесу важно понимать новые требования и сформировать поэтапный процесс интеграции в эту функционирующую регулятивную систему.

Антикоррупционная система комплаенс находится в процессе активного формирования как в мире, так и у нас в стране, и содержит в себе различные методы социального регулирования: побуждение, понуждение и принуждение.
Обязательным условием развития успешной предпринимательской деятельности в России в современных условиях противодействия бизнеса коррупции является создание комплексной системы экономической безопасности предприятия.
В соответствии со статьей Статья 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" каждая организация вне зависимости от формы собственности обязана внедрить следующие меры по предупреждению коррупции:
1) определить и назначить подразделения и должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) организовать сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработать и внедрить в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принять кодекс этики и служебного поведения работников организации;
5) выработать и внедрить меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;
6) внедрить в организации процедуры и внутренние акты, предотвращающие составление неофициальной отчетности и использование поддельных документов.
В Статье 14 этого же Федерального закона предусмотрена ответственность юридических и физических лиц за коррупционные правонарушения или правонарушения, создающие условия для совершения коррупционных правонарушений.

Целесообразно отметить, что Следственным комитетом России разработан и проводится в жизнь проект закона, который вводит в Уголовный кодекс Российской Федерации институт мер уголовно-правового воздействия и ответственности в отношении юридических лиц.


Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу является основанием для ответственности за данное коррупционное правонарушение виновных физических лиц, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.


Наличие эффективной системы комплаенс в компании:
- исключает неосознанное принятие рисков;
- обеспечивает достаточную степень уверенности в отсутствии нарушений требований законодательства и потенциальных претензий со стороны надзорных органов;
- позволяет предотвратить применение санкций, привлечение к ответственности, в том числе уголовной;
- позволяет предотвратить и минимизировать риски финансовых потерь, банкротства;
- позволяет участвовать в российских и зарубежных тендерах, обязательным условием которых является наличие системы антикоррупционных процедур и системы комплаенс;
- устраняет дублирование функций, повышает эффективность деятельности организации;
- сокращает незапланированные затраты;
- обеспечивает устойчивое развитие организации;
- повышает репутационную и инвестиционную привлекательность организации.
- использовать отлаженную систему обнаружения и предотвращения фактов мошенничества, коррупции и иного рода злоупотреблений в компании.

Внедрение лучших международных практик и опыта по антикоррупционной системе комплаенс на российских предприятиях и в организациях отвечает обозначенным руководством страны векторам развития, таким как борьба с коррупцией, формирование позитивного имиджа России за рубежом и повышение конкурентоспособности российской экономики.
Наша юридическая компания - Национальная Юридическая Сеть - выступила одним из учредителей Национальной Ассоциации Комплаенс,www.compliance.su целями которой являются консолидация и координация усилий членов ассоциации в изучении, распространение, популяризация и внедрение передового опыта в области комплаенс менеджмента, объединение усилий в противодействии коррупции и легализации доходов, полученных преступным путем, а также предотвращение финансовых мошенничеств, разработка и внедрения на российских предприятиях и в организациях антикоррупционной системы комплаенс.
В настоящее время в Комитете по безопасности предпринимательской деятельности при Торгово-промышленной палате РФ создан Подкомитет по Противодействию коррупции в предпринимательской деятельности. В состав Подкомитета вошли эксперты нашей юридической компании и Национальной Ассоциации Комплаенс, которые занимались разработкой методологий в области профилактики и противодействия коррупции в бизнес сообществе, адаптированной для российского бизнес-сообщества, в том числе малого и среднего бизнеса. В основе данной методологии лежат передовые зарубежные практики в области комплаенс и российские нормы антикоррупционного законодательства.