Главная » Блог » Антикоррупционный комплаенс контроль при проведении закупок
Антикоррупционный комплаенс контроль при проведении закупок

Как это работает?
Узнать подробнееПомимо положений Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», антикоррупционные нормы включены в большое количество иных действующих нормативных актов, например, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Именно для реализации антикоррупционных подходов в закупочное законодательство были включены следующие аспекты:
- принципы открытости и прозрачности;
- нормирование потребностей;
- определение конкретных лиц, отвечающих за каждую конкретную закупку;
- увеличение количества конкурентных процедур;
- возможность централизации закупок;
- привлечение экспертов и экспертных организаций;
- общественный контроль, обязательное общественное обсуждение;
- банковское сопровождение крупных контрактов и др.
Сформировавшаяся система пока несовершенна, но позволяет достигать весьма ощутимых результатов.
Наравне с внедренными основными механизмами борьбы с коррупцией при проведении закупок следует также использовать не менее действенные подходы, применяемые в большинстве развитых стран. К таким подходам можно отнести, например, выстраивание системы мер по снижению коррупционного давления на систему госзакупок со стороны рынка, то есть поставщиков. Огромное количество мировых исследований подтверждает, что в большинстве случаев инициатором взятки является не заказчик, а поставщик. Такие проблемы успешно решаются внедрением системы антикоррупционного комплаенса.
Какие комплаенс-документы регулируют закупки?
Стандарты, на которые ориентируется комплаенс-контроль, в том числе и в закупочной деятельности, обычно закреплены в ряде внутрикорпоративных документов. Среди них можно выделить:
- Кодекс корпоративной этики,
- Политика противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ),
- Политика принятия и дарения подарков, приглашений на мероприятия,
- Политика сообщений о нарушениях этических стандартов,
- Политика, регулирующая конфликт интересов,
- Политика контроля покупок ценных бумаг работниками компании,
- Политика взаимодействия с регулирующими органами,
- Политика конфиденциальности информации,
- Политика комплаенс-контроля контрагентов и клиентов,
- Политика комплаенс-контроля работы с жалобами,
- Политика комплаенс-контроля повышения квалификации сотрудников и т.д.
Анализируя действующую нормативную базу и нынешнее состояние системы государственных закупок в России, можно утверждать, что первоочередной сферой применения комплаенса должны стать поставщики/подрядчики, которым планируется передача крупных контрактов по процедуре «единственный источник». В этих случаях вполне разумно и очевидно предъявление дополнительных требований, касающихся вопросов предотвращения мошенничества и коррупции.
Это должно означать введение дополнительного условия для таких поставщиков – наличие действующей системы комплаенс-контроля, а также публичную декларацию отказа от любых коррупционных практик в отношении как государственных заказов, так и других областей бизнеса. Мировой опыт при этом подразумевает широкое понимание этого обязательства: не только штатные сотрудники компании не берут и не дают взяток, компания несет ответственность за то, что все ее контрагенты также придерживаются аналогичной антикоррупционной политики.