Госзакупки

Антикоррупционный комплаенс контроль при проведении закупок

Коррупция в системе закупок – одна из актуальных проблем не только России, но и всего остального мира. В нашей стране существует постоянно развивающаяся комплексная система противодействия коррупции в госзакупках.
Антикоррупционный комплаенс контроль при проведении закупок

Как это работает?

Узнать подробнее

Помимо положений Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», антикоррупционные нормы включены в большое количество иных действующих нормативных актов, например, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Именно для реализации антикоррупционных подходов в закупочное законодательство были включены следующие аспекты:

  • принципы открытости и прозрачности;
  • нормирование потребностей;
  • определение конкретных лиц, отвечающих за каждую конкретную закупку;
  • увеличение количества конкурентных процедур;
  • возможность централизации закупок;
  • привлечение экспертов и экспертных организаций;
  • общественный контроль, обязательное общественное обсуждение;
  • банковское сопровождение крупных контрактов и др.

Сформировавшаяся система пока несовершенна, но позволяет достигать весьма ощутимых результатов.

Наравне с внедренными основными механизмами борьбы с коррупцией при проведении закупок следует также использовать не менее действенные подходы, применяемые в большинстве развитых стран. К таким подходам можно отнести, например, выстраивание системы мер по снижению коррупционного давления на систему госзакупок со стороны рынка, то есть поставщиков. Огромное количество мировых исследований подтверждает, что в большинстве случаев инициатором взятки является не заказчик, а поставщик. Такие проблемы успешно решаются внедрением системы антикоррупционного комплаенса.

Какие комплаенс-документы регулируют закупки?

Стандарты, на которые ориентируется комплаенс-контроль, в том числе и в закупочной деятельности, обычно закреплены в ряде внутрикорпоративных документов. Среди них можно выделить:

  • Кодекс корпоративной этики,
  • Политика противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ),
  • Политика принятия и дарения подарков, приглашений на мероприятия,
  • Политика сообщений о нарушениях этических стандартов,
  • Политика, регулирующая конфликт интересов,
  • Политика контроля покупок ценных бумаг работниками компании,
  • Политика взаимодействия с регулирующими органами,
  • Политика конфиденциальности информации,
  • Политика комплаенс-контроля контрагентов и клиентов,
  • Политика комплаенс-контроля работы с жалобами,
  • Политика комплаенс-контроля повышения квалификации сотрудников и т.д.

Анализируя действующую нормативную базу и нынешнее состояние системы государственных закупок в России, можно утверждать, что первоочередной сферой применения комплаенса должны стать поставщики/подрядчики, которым планируется передача крупных контрактов по процедуре «единственный источник». В этих случаях вполне разумно и очевидно предъявление дополнительных требований, касающихся вопросов предотвращения мошенничества и коррупции.

Это должно означать введение дополнительного условия для таких поставщиков – наличие действующей системы комплаенс-контроля, а также публичную декларацию отказа от любых коррупционных практик в отношении как государственных заказов, так и других областей бизнеса. Мировой опыт при этом подразумевает широкое понимание этого обязательства: не только штатные сотрудники компании не берут и не дают взяток, компания несет ответственность за то, что все ее контрагенты также придерживаются аналогичной антикоррупционной политики.

Остались вопросы?

Задать вопрос
 

Марина Курицына
Руководитель клиентского сервиса

УЗНАЙТЕ, КАК МЫ ЗАЩИТИМ ВАС И ВАШ БИЗНЕС – ОБРАТИТЕСЬ К ЭКСПЕРТУ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЕТИ