Антимонопольная комплаенс-система: что это и где применяется

Антимонопольный комплаенс — внутренняя система и деятельность компании по устранению рисков негативных последствий, связанных с антимонопольными нарушениями. Применяется коммерческими, некоммерческими организациями, государственными органами.
Антимонопольная комплаенс-система: что это и где применяется

Как это работает?

Узнать подробнее

Антимонопольный комплаенс основывается на общем для комплаенса подходе, что предотвратить нарушение легче и дешевле, чем устранять его негативные последствия. Если нарушение будет выявлено регулятором, то бизнесу придется заплатить за это нарушение высокую цену в виде санкций, судебных издержек, репутационных потерь. Если предприятие сможет самостоятельно предотвратить возможное нарушение или на ранней стадии его обнаружить и устранить, то такая осмотрительность может существенно снизить бремя негативных последствий для такого субъекта.

При внедрении системы антимонопольного комплаенса:

  • На 96% снижаются риски при взаимодействии с клиентами и поставщиками;
  • На 80% снижаются риски при взаимодействии с сотрудниками;
  • На 77% снижаются риски при взаимодействии с контрольно-надзорными органами;
  • На 92% снижаются риски при участии в тендерах и аукционах.

Важно понимать, что КНО видят все взаимосвязи вплоть до 9-го контрагента и далее. Недобросовестные действия одного участника влекут за собой интерес ко всем участникам цепи.

Преимущества внедрения антимонопольного комплаенса

Для тех, кто участвует в тендере по 44 / 223 ФЗ, эта система дает возможность:

  1. Выиграть торги, защитить победу;
  2. Сэкономить непредвиденные расходы;
  3. Гарантировать законность исполнения контракта;
  4. Управлять рисками и санкциями со стороны государственного заказчика;
  5. Снизить риски и санкции со стороны КНО в случае возникновения непредвиденных ситуаций и подразделений.

Организаторам тендеров по 44 / 223 ФЗ антимонопольная комплаенс-система позволяет:

  1. Сформировать критерии поставщика и параметры продукта;
  2. Получить целевой результат по контракту;
  3. Избежать работы с недобросовестными контрагентами;
  4. Исключить токсичность от действий или бездействий поставщика для лиц, принимающих решения;
  5. Обеспечить защиту деловой репутации организации и персон.

В общих условиях внедрение антимонопольного комплаенса способствует:

  • Предупреждению действий сотрудников, которые могут нарушить антимонопольное законодательство, в том числе по незнанию;
  • Принятию мер по недопущению фактов нарушений антимонопольного законодательства и, как следствие, снижению вероятности применения санкций со стороны КНО в этой сфере;
  • Снижению рисков проведения плановых и внеплановых проверок ФАС в организации;
  • Развитию внутрикорпоративной этики, принятию сотрудниками ценностей организации и, как следствие, большей лояльности к компании;
  • В случае проведения проверки ФАС или рассмотрения жалобы, поданной в отношении компании, антимонопольный комплаенс будет являться смягчающим обстоятельством и поможет избежать или минимизировать неблагоприятные последствия.

Сфера применения

Антимонопольный комплаенс может применяться не только относительно норм антимонопольного законодательства, но и применительно ко всем отраслям, в которых контроль осуществляется антимонопольным органом. К таким сферам в настоящее время относятся, например, сфера иностранных инвестиций, рекламы, розничной торговли, государственных и муниципальных закупок, военных заказов, биржевой торговли (определенными товарами).

Вопрос, входит или нет в понятие антимонопольного комплаенса распознавание и противодействие незаконной активности конкурентов или контрагентов, является дискуссионным.

Остались вопросы?

Задать вопрос
 

Марина Курицына
Руководитель клиентского сервиса

УЗНАЙТЕ, КАК МЫ ЗАЩИТИМ ВАС И ВАШ БИЗНЕС – ОБРАТИТЕСЬ К ЭКСПЕРТУ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЕТИ