Должная или деловая осмотрительность простыми словами

В Налоговом кодексе РФ закреплен принцип: каждый налогоплательщик при заключении контракта обязан проявлять должную осмотрительность — это проверка потенциального партнера на «чистоту» до совершения с ним сделки. Ее непроявление может грозить компании финансовыми и репутационными потерями в случае, если новый контрагент окажется неблагонадежным. Комплекс мероприятий для такой проверки фирма должна разработать самостоятельно под свои индивидуальные потребности.
Должная или деловая осмотрительность простыми словами

Как это работает?

Узнать подробнее

Кроме термина «должная осмотрительность» (введен в налоговую практику Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53) существует еще понятие необоснованной налоговой выгоды, которое зафиксировано в ст. 54.1 НК РФ. Если организация не проявляет должную осмотрительность, подразумевается, что она получает необоснованную налоговую выгоду.

ФНС выпустила развернутое письмо № БВ-4-7/3060@ от 10.03.2021 г., которым должны руководствоваться инспекторы, оценивая выбор компанией того или иного партнера, уровень проявленной либо не проявленной должной осмотрительности. Чтобы эта осмотрительность считалась проявленной, компания должна проверить:

  • Деловую репутацию контрагента;
  • Возможность исполнения его обязательств по договору;
  • Платежеспособность;
  • Возможность предоставления обеспечения исполнения;
  • Наличие материально-технических, кадровых ресурсов;
  • Опыт;
  • Историю взаимоотношений предшествующих собственников (если сделка с контрагентом крупная).

Что такое деловая осмотрительность?

Также в бизнес-практике встречается такой инструмент, как деловая (коммерческая) осмотрительность. Она подразумевает более широкий подход к анализу деятельности гипотетического контрагента, чем должная осмотрительность, и включает в том числе проверку всей его бизнес-истории.

Деловая осмотрительность обязывает проверять деловую репутацию партнера, качество оказанных им ранее услуг и выполненных работ по другим договорам, мониторить численность штата, запрашивать подробную информацию у контрагента о том, кто именно будет производить работы. Коммерческая осмотрительность подразумевает изучение сайтов и других открытых интернет-ресурсов компаний. Другими словами, бизнес должен проводить исследование деятельности своего будущего делового партнера на 360 градусов.

Взаимоотношения с благонадежными и порядочными контрагентами — залог успешно развивающегося бизнеса. Практически всегда, когда налоговая запрашивает документы или допрашивает представителей налогоплательщика, она задает вопросы о проявлении должной (деловой) осмотрительности. От ответов на эти вопросы во многом будет зависеть исход проверки.

Остались вопросы?

Задать вопрос
 

Марина Курицына
Руководитель клиентского сервиса

УЗНАЙТЕ, КАК МЫ ЗАЩИТИМ ВАС И ВАШ БИЗНЕС – ОБРАТИТЕСЬ К ЭКСПЕРТУ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЕТИ