К чему приводят нарушения комплаенса в бизнесе?

Комплаенс призван обеспечивать выявление и ликвидацию рисков несоответствия деятельности организации нормам законодательства, установленным регулятивным правилам и стандартам, рисков применения юридических санкций или санкций регулирующих органов, существенного финансового убытка или потери репутации в результате несоблюдения норм, касающихся бизнес-деятельности.
К чему приводят нарушения комплаенса в бизнесе?

Как это работает?

Узнать подробнее

Нарушение принципов комплаенса (несоблюдение законодательства, предписаний регуляторов, контролирующих организаций, правил СРО и других форм объединения предприятий, внутренних документов) приводит к негативным последствиям во всех отраслях деятельности бизнеса.

Зоны возникновения рисков из-за нарушения комплаенса

По оценке Национальной Юридической Сети, все возникающие в компании риски можно распределить по отраслям в следующем соотношении:

  • Поставщики (торги, закупки) — 19%;
  • Контрольно-надзорные органы — 18%;
  • Бенефициары, владельцы, акционеры — 14%;
  • Клиенты (торги, продажи) — 14%;
  • Сотрудники, ответственные лица — 12%;
  • Производство / продукт — 8%;
  • Филиалы, представительства, общества — 6%;
  • Государственные органы (коррупционный риск) — 6%;
  • Инвесторы, банки — 3%.

Но даже в самых высокорисковых зонах можно предотвратить потери или хотя бы минимизировать их влияние благодаря внедрению Комплексной системы комплаенс. Подтверждение тому — наши рабочие кейсы.

Поставщики

  • Риски токсичности партнеров, включая налоговые риски;
  • Риски невыполнения обязательств по контрактам (финансовые риски);
  • Таможенные риски;
  • Репутационные риски.

Строительная компания (заказчик) с оборотом 2 млрд руб. в год столкнулась с проблемой: в тендере по выбору ее подрядчика побеждает всегда одна и та же фирма, причем не с самыми выгодными условиями по финансовым предложениям.

В ходе проведения процедуры форензик (внутреннего служебного расследования) эксперты НЮС выяснили, что цены, предлагаемые компанией-подрядчиком, выше по рынку, технику компания берет в аренду на время контракта, в штате компании отсутствуют нужные эксперты, а сотрудник заказчика, организующий тендеры, явно заинтересован (получает «откаты»).

В итоге, сотрудник был понижен в должности, понес материальную ответственность, а этот подрядчик больше не допускался к участию в торгах.

Контрольно-надзорные органы

  • Налоговые доначисления;
  • Штрафы ФАС;
  • Трудовая инспекция;
  • Роспотребнадзор;
  • Отраслевые контролирующие органы;
  • Административная ответственность;
  • Уголовная ответственность;
  • Коррупционные риски;
  • Нарушение антимонопольного комплаенса.

К нам обратился руководитель компании, поставляющей сложные электроприборы для офисов, которой грозили доначисления налогов за бывших недобросовестных контрагентов в размере более 23 млн руб.

Наши эксперты сформировали досье контрагента и доказательную базу благонадежности руководителя компании в подборе контрагентов. Тем самым показали, что у компании нет нарушений, и вину нужно искать у контрагента. Специалисты НЮС вычислили токсичного контрагента и с помощью правовой аргументации убедили контрольно-надзорные органы в должной осмотрительности заказчика при взаимодействии с контрагентами.

Компания избежала налоговых доначислений и укрепила свою правовую позицию в отношениях с КНО. После данного случая клиент ввел должную осмотрительность как обязательный инструмент работы.

Владельцы

  • Выведение прибыли;
  • Распределение прибыли;
  • Непрозрачность отношений между владельцами бизнеса;
  • Субсидиарная ответственность;
  • Дисквалификация директора.

У компании (ООО), предоставляющей услуги по программному обеспечению, два собственника. Уставный капитал разделен 50/50. Один из собственников является генеральным директором. Второй собственник, наш клиент, утверждает, что дивиденды не распределялись 3 года. Генеральный директор говорит, что вся прибыль уходит на операционную деятельность.

В ходе проведения процедуры форензик наши эксперты выяснили, что один из собственников (гендиректор) выводил деньги себе на счета через подставных контрагентов. Мы собрали доказательства. В результате переговоров гендиректор признал свою вину, выполнил определенную часть материальных требований партнера. Был назначен новый независимый директор.

Клиенты

  • Риски токсичности партнеров;
  • Риски невыполнения обязательств по контрактам (финансовые риски);
  • Репутационные риски.

Представители крупной торгово-производственной компании (ТПК) были приглашены для участия в телевизионной программе (ТП). В ходе подготовки к программе проведена экспертиза продукции, которая не соответствовала действительности. ТПК повторно провела экспертизу и обратилась к ТП для изменения необоснованных фальсифицированных данных.

На это в адрес ТПК последовал отказ с предложением дополнительно произвести действия по финансовым вложениям и указанием логотипа ТП на упаковке продукции с дополнительным ежемесячным финансовым стимулированием в размере N млн рублей. На данное предложение было отвечено отказом, вследствие чего в эфир вышла программа с фальсифицированными данными, причинившими репутационный вред.

Были проведены работы по повышению корпоративной культуры ведения переговоров и обеспечению доказательств надлежащего качества продукции. Наши специалисты обратились в суд с иском о защите репутации и привлекли виновных лиц к уголовной ответственности. После этого инцидента ТПК применила комплаенс бизнес-процессов. Теперь в компании появились необходимые регламенты для защиты данных.

Остались вопросы?

Задать вопрос
 

Марина Курицына
Руководитель клиентского сервиса

УЗНАЙТЕ, КАК МЫ ЗАЩИТИМ ВАС И ВАШ БИЗНЕС – ОБРАТИТЕСЬ К ЭКСПЕРТУ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЕТИ