Как изменения законодательства в России и СНГ помогают комплаенс-контролю?

В России и странах СНГ за последние несколько лет комплаенс претерпел значительные изменения в лучшую сторону. Организации все чаще создают обособленные комплаенс-департаменты, активнее применяют к своим сотрудникам санкции за нарушение антикоррупционного законодательства. Практически в каждой компании есть «горячая линия» комплаенс для сообщений о нарушениях.
Как изменения законодательства в России и СНГ помогают комплаенс-контролю?

Как это работает?

Узнать подробнее

Несмотря на то, что в нашей стране (как и в СНГ) система комплаенс пока полностью не сформирована, отдельные весомые шаги для достижения этой цели делаются. Так, по законодательству комплаенс является обязательным в банковской сфере:

  • ФЗ №115 от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • Письмо ЦБ РФ от 30.06.2005 г. № 92-Т «Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах».

ПАО должны внедрять систему комплаенс в соответствии со ст. 87.1 ФЗ № 208 от 26.12.1995 г. «Об акционерных обществах». Также 01.03.2020 г. вступил в силу Федеральный закон № 33-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции», который ввел понятие и основные элементы антимонопольного комплаенса.

При этом законодательная база комплаенс в РФ остается очень ограниченной в сравнении с зарубежной. В историческом плане первыми нашими документами по комплаенс можно считать Письмо Банка России от 17.06.1999 № 179-Т «О методических рекомендациях по проверкам кредитных организаций», а также ряд писем, разъясняющих положения Базельского комитета по банковскому надзору. Хоть некоторые эксперты полагают возможным распространять действия этих документов на компании разных отраслей деятельности, они все-таки ориентированы на кредитные организации.

Отечественным компаниям приходится ориентироваться на иностранные нормативные документы, имеющие экстерриториальное действие:

  • Закон США «О противодействии коррупции за рубежом» (Foreign Corrupt Practices Act);
  • Закон Великобритании «О борьбе со взяточничеством» (United Kingdom Bribery act);
  • Закон Франции «О прозрачности, борьбе с коррупцией̆ и модернизацией экономики» (Sapin-II).

Применение этих законов необходимо при работе компаний на зарубежных рынках, но неправомочно внутри России. Отсутствие унифицированных нормативных требований создает хаос и допускает различное понимание правил и комплекса элементов системы комплаенс. В выгодном положении находятся предприятия, являющиеся филиалами крупных интернациональных корпораций: для них уже разработаны корпоративные стандарты, которым они обязаны следовать.

Механизмы комплаенс в организациях фиксируются в локальных нормативных документах, политиках и процедурах. Благодаря этому в той или иной форме, вне зависимости от акционеров и действий топ-менеджмента элементы комплаенс присутствуют в любой̆ фирме.

Полностью «примерить» высокоразвитую нормативную базу комплаенс зарубежных стран на российский бизнес, к сожалению, невозможно из-за значительных различий в законодательствах. Особенно это относится к мерам наказания за совершенные нарушения. Например, за нарушение Закона США «О противодействии коррупции за рубежом» и Закона Великобритании «О борьбе со взяточничеством» предусмотрена ответственность не только физических, но и юридических лиц, в том числе уголовная. В российском же законодательстве юридическое лицо может быть привлечено только к административной ответственности.

Для стимулирования развития комплаенс, в первую очередь, следует разработать единые национальные форматы корпоративных документов, обязательные для исполнения во всех российских организациях.

Остались вопросы?

Задать вопрос
 

Марина Курицына
Руководитель клиентского сервиса

УЗНАЙТЕ, КАК МЫ ЗАЩИТИМ ВАС И ВАШ БИЗНЕС – ОБРАТИТЕСЬ К ЭКСПЕРТУ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЕТИ