Комплаенс и деловая этика: неочевидная сторона бизнеса

Комплаенс неразрывно связан с деловой этикой — это факт. В России сейчас обе эти темы набирают все большую популярность из-за огромного количества корпоративных инцидентов, связанных с неэтичным поведением руководства иностранных и отечественных корпораций. Такие проступки оборачиваются не только потерей репутации фирмы, но зачастую даже приводят к банкротству.
Комплаенс и деловая этика: неочевидная сторона бизнеса

Как это работает?

Узнать подробнее
Крупный бизнес уже давно осознал как необходимость соответствия правилам законодательства, принципам справедливой конкуренции, так и важность соблюдения внегласных этических норм. Такие гиганты, как Яндекс, Билайн, Сбер, МТС, X5 Retail Group бескомпромиссно следуют принципам прозрачной и честной деловой среды. Это повышает лояльность к ним не только бизнес-сообщества, но и клиентов, а также позволяет эффективнее урегулировать появляющиеся конфликты, так как все стороны руководствуются установленными этическими принципами.
 

Роль бизнес-этики в системе комплаенс

Термин «комплаенс» подразумевает соответствие деятельности организации и ее персонала внутренним и внешним законам, стандартам. И комплаенс, и деловая этика помогают предотвратить случаи, когда локальный конфликт компании выливается на всеобщее обозрение и влечет за собой репутационные риски. Но следует разграничивать соблюдение норм права и этику бизнеса.
 
Например, предприятие выбирает для себя «нулевую толерантность» по отношению к коррупции на всех уровнях. Но коррупция регулируется и законодательством. Вопросы же деловой этики по своей сути более тонкие. Однако их тоже необходимо включать в кодекс поведения, хоть они и будут отличаться от юридически установленных правил.
 
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что комплаенс — это в основном про соблюдение письменных законодательных норм. Этика же подразумевает соответствие общепринятым моральным установкам. Правильно выстроенная этическая функция в организации взывает именно к глубинным человеческим качествам. Деловая этика нужна для того, чтобы сотрудники соблюдали ее принципы, а также нормы и законы не из-под палки, не из страха наказания, а потому что так поступать правильно и честно.
 

Как привить сотрудникам принципы комплаенса и деловой этики?

Для внедрения и развития этической бизнес-культуры необходима стабильная долгосрочная стратегия. В первую очередь она должна основываться на tone at the top («тоне сверху»), то есть на достойном примере поведения высшего менеджмента. Развитие этических качеств у лидеров бизнеса — один из способов воспитания всей команды.
 
Антикоррупционный комплаенс ближе всего соотносится с нормами деловой этики. Поэтому руководство компании должно придерживается принципа абсолютного неприятия коррупции. Только тогда можно будет ожидать того же от сотрудников. Вне зависимости от должности, стажа, опыта работы или заслуг нарушители антикоррупционных требований должны нести полагающуюся ответственность.

Остались вопросы?

Задать вопрос
 

Марина Курицына
Руководитель клиентского сервиса

УЗНАЙТЕ, КАК МЫ ЗАЩИТИМ ВАС И ВАШ БИЗНЕС – ОБРАТИТЕСЬ К ЭКСПЕРТУ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЕТИ