Комплаенс – понятие инструмента и его влияние на бизнес

Комплаенс – ряд мер, направленных на предупреждение и устранение рисков каждого сегмента бизнеса. Соответствие нормативным актам, законодательству и внутренним правилам компании – основные задачи системы.
Защита компании от негативной и разрушительной силы на сегодняшний день – это решение руководителя. Такая защита является признаком грамотного управления – внедрение комплаенс-системы поднимает репутацию фирмы и позволяет защитить бизнес здесь и сейчас, а не решать проблемы по мере их возникновения.
Кроме того, комплаенс важен для компаний, сотрудничающих с западными организациями. Серьезная сделка может быть признана недействительной из-за подаренной зарубежному партнеру ручки. Это может быть расценено, как попытка влияния на решение. Любое действие должно быть проанализировано с точки зрения не только российского законодательства, но и правовых аспектов страны партнера. Причем думать об этом нужно не перед важной встречей, а стандартизировать и согласовать все действия заранее.
Как комплаенс влияет на бизнес
Большинство компаний действуют реактивным способом – решают проблемы по мере их поступления, и в результате им сложно избежать потерь: денег, времени, репутации и самого бизнеса. Новый закон, ЧП в отрасли или прямое внутриведомственное указание может послужить «спусковым крючком» для проверки и входа в любую компанию. Нормативные сроки давности для налоговой проверки 1–3 года, а для уголовного преследования (до 10 лет) работают в этом случае не в пользу организации.
Многие события могут происходить вне контроля в результате действия, бездействия, некомпетентности, игнорирования, страха или молчаливого согласия самих же сотрудников. А попытка совершения такого действия сотрудником приводит к негативным последствиям для бизнеса, его руководителя и даже бенефициара.
Проактивно защитить бизнес от рисков возможно только действуя в соответствии со всеми требованиями, нормами и правилами, которые устанавливает государство и контрольно-надзорные органы. Вот основная задача комплаенса.
В России комплаенс только начинает обретать популярность и наши национальные особенности. Быть «комплаенс», т.е. соответствовать всем обязательным и добровольным правилам ведения бизнеса, в нашей стране сложнее из-за количества регулятивных норм и постоянных изменений закона.
Проблемы в компании часто имеют эффект «снежного кома», всплывают наружу скрытые риски, и восстановить репутацию и эффективную работоспособность становится сложно. Постепенное устранение уже возникших проблем, приводит к появлению новых. Нарушение внутренних правил или внешних требований неизменно сопровождается финансовыми потерями, и, как следствие, еще большими расходами для устранения последствий. Именно поэтому необходима серьезная защита от рисков и их предупреждение.
Комплаенс-риски несут за собой не только финансовые, но и репутационные и правовые потери, которые отражаются на будущей деятельности фирмы. Минимизация таких рисков – главная цель комплаенса.
Своевременное внедрение в бизнес-процессы системы комплаенс помогает защитить фирму от:
- остановки бизнеса;
- потери клиентов и поставщиков;
- потери сотрудников;
- блокировки счетов;
- потери денег;
- потери репутации;
- потери контрактов, в том числе и государственных;
- потери самого бизнеса;
- потери конкурентоспособности;
- субсидиарной ответственности бенефициаров и руководителей;
- потери свободы.
Внедрение комплаенс в организацию позволяет предотвратить появление не только очевидных рисков, но и выявить скрытые нарушения. Таким образом, компания показывает, что сотрудничество с ней будет продуктивным и законным. Инвесторы готовы вкладывать деньги, возрастает доверие со стороны контрольно-надзорных органов, клиентов и партнеров компании.
Национальная Юридическая Сеть внедряет Комплаенс по авторской методике в 4 этапа.