Комплаенс-система и презумпция невиновности

В настоящее время презумпция невиновности питает иллюзии многих предпринимателей. Но к тому моменту, когда возбуждено дело (уголовное, административное, гражданское, дисциплинарное) или в отношении бизнеса ведется проверка по фактически оставленным цифровым или иным следам, против него уже собраны доказательства и практически сформирована позиция обвинения.
Комплаенс-система и презумпция невиновности

Единственный выход в сложившейся ситуации – осознанное отношение в данный момент времени к прошлому, настоящему и будущему бизнеса. Комплексная система Комплаенс – это инструмент, позволяющий принимать верные решения в текущий момент по формированию деловой благонадежности.

 

Из 100% рисков порядка 70% компании просто не осознают. Не надейтесь, что вам повезет и вашу вину не докажут. Вовремя формируйте необходимый объем доказательств в настоящем для защищенности своей благонадежной репутации в будущем.

 

Что такое презумпция невиновности?

 

В соответствии со ст. 49 Конституции РФ:

 

  1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
  2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
  3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

 

Если компании выдвигают обвинения, то вполне вероятно, что доводы по этому вопросу уже собраны. Это значит, что бизнес оказывается перед необходимостью обеспечить свою невиновность, предоставив алиби и соответствующие доказательства. Лучше, чтобы доказательства невиновности были всегда при вас и формировались в момент события. Они будут подтверждением вашей законопослушности и добропорядочности.

 

Как сформировать защитную позицию с помощью Комплексной системы Комплаенс для налоговых служб?

 

Перечень мероприятий и доказательств, которые обеспечат соблюдение принципа должной осмотрительности, может состоять из следующих действий:

 

  • Провести проверку, собрать сведения по контрагенту;
  • Сформировать досье контрагента (в бумажном и электронном виде);
  • Получить выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП о контрагенте и приобщить их к досье;
  • Получить сведения, подтверждающие реальность ведения его хозяйственной деятельности и способность исполнять свои обязательства;
  • Провести анализ полученной информации.

 

Дополнительно по базам ФНС и другим открытым официальным источникам можно сверить сведения, предоставленные контрагентом, а именно:

 

  • Сообщения юридических лиц о ликвидации и реорганизации;
  • Сведения о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ по решению налоговых органов;
  • Адреса, по которым зарегистрировано несколько юридических лиц (массовый юридический адрес);
  • Перечень юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица;
  • Недостоверность регистрационных сведений;
  • Организации, не предоставляющие отчетность в течение года;
  • Недобросовестные поставщики;
  • Массовые руководители или учредители;
  • Организации, имеющие задолженность по уплате налогов.

 

Также необходимо:

 

  • Запросить у контрагента:

 

  • копию паспорта его руководителя (заверенную копию доверенности);
  • бухгалтерскую отчетность на последнюю отчетную дату (за календарный год, квартал, 6 и 9 месяцев);
  • копии деклараций по НДС и налогу на прибыль за последний отчетный период (с отметкой налоговой инспекции о принятии);
  • другие необходимые сведения в соответствии с внутренним положением компании по формированию должной осмотрительности.

 

  • Проверить контрагента на предмет его участия в хозяйственных спорах на сайте Высшего Арбитражного суда РФ.

 

Как сформировать защитную позицию с помощью Комплексной системы Комплаенс для антимонопольных органов?

 

Антимонопольный комплаенс представляет собой сбор доказательств по следующим направлениям:

 

  • Обеспечение непрерывного эффективного функционирования процедур антимонопольного комплаенс-контроля;
  • Обеспечение четкой и систематичной регламентации процедур антимонопольного комплаенс-контроля;
  • Обеспечение объективной оценки выявленных антимонопольных рисков, их причин и возможных последствий;
  • Обеспечение сопоставления уровня выявленных рисков с допустимым уровнем их принятия;
  • Обеспечение своевременного принятия решений по предотвращению рисков либо их принятию;
  • Обеспечение информированности и осведомленности работников об основных требованиях действующего антимонопольного законодательства, последствиях его нарушения, а также о существующих в Обществе методах и процессах, обеспечивающих антимонопольный комплаенс-контроль;
  • Обеспечение разработки контрольных процедур, устраняющих (а при невозможности – минимизирующих) возникновение антимонопольных рисков, их внедрение и соблюдение;
  • Обеспечение регулярного анализа достаточности и эффективности используемых процедур;
  • Обеспечение регулярного мониторинга антимонопольного законодательства, оценка его изменений и влияний на деятельность Общества.

 

По завершении проверочных мероприятий необходимо сформировать досье на контрагента и периодически его актуализировать.

 

Как комплаенс-система обеспечивает защиту бизнеса?

 

Комплаенс-система – это совокупность мероприятий, направленных на комплексную защиту бизнеса, включающая в себя полное нормативное обеспечение действий, совершаемых от имени организации и внутри нее. Она снабжает компанию пакетом документов по 22 направлениям, затрагивающим все сферы деятельности бизнеса (включая налоговую и антимонопольную).

 

Комплаенс-система подтвердит ваше комплаенс-алиби в случае предъявления обвинений, засвидетельствует действительность невиновности с точки зрения регулятивных норм и защитит бизнес и его персон от неправомерных требований контрольно-надзорных органов.

 

 

Марина Курицына
Руководитель клиентского сервиса

УЗНАЙТЕ, КАК МЫ ЗАЩИТИМ ВАС И ВАШ БИЗНЕС – ОБРАТИТЕСЬ К ЭКСПЕРТУ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЕТИ