Корпоративный комплаенс-контроль

Комплаенс-контроль выступает одним из актуальных видов контроля в государственных и коммерческих учреждениях. В процессе его осуществления становится понятно, соответствует ли деятельность организации установленным нормам российского и мирового законодательства.
Корпоративный комплаенс-контроль

Как это работает?

Узнать подробнее

В России пока что отсутствуют четкая законодательная база и требования регуляторов по правовой основе и нюансам построения системы комплаенс-контроля. Поэтому корпоративный комплаенс-контроль формируется компанией самостоятельно и может функционировать в разных формах, опираясь на специфику деятельности бизнеса, его масштабы, внутренние этические установки и т.д.

Зачем он нужен?

Комплаенс-контроль пришел в нашу деловую среду из западных корпораций и сейчас активно внедряется в бизнес, особенно в фирмы с участием иностранного капитала. Он помогает выявить (а в большинстве случаев и предотвратить), оценить и минимизировать существующие комплаенс-риски, связанные с:

  • Легализацией доходов, полученных преступным путем;
  • Финансированием терроризма;
  • Идентификацией неблагонадежных контрагентов;
  • Рисками мошенничества и коррупции;
  • Конфликтом интересов;
  • Использованием инсайдерской или конфиденциальной информации;
  • Получением и дарением подарков и т.д.

Ключевые сферы комплаенса:

  • Противодействие отмыванию денежных средств и валютный контроль;
  • Учет и отчетность;
  • Предоставление финансовой отчетности;
  • Таможенное законодательство;
  • Банковское законодательство;
  • Трудовое законодательство;
  • Экологические нормы;
  • Антимонопольное законодательство;
  • Налоговое законодательство и др.

Преимущества комплаенс-контроля

Корпоративный комплаенс представляет собой совокупность процедур, регламентирующих поведение сотрудников касательно соблюдения правовых и этических норм. Цель комплаенс-контроля — минимизация рисков участия организации в процессах, грозящих финансовыми потерями и потерей репутации в глазах третьих лиц (контрольно-надзорных органов, инвесторов, контрагентов, акционеров, клиентов).

Функции комплаенс-контроля:

  • Исключение неосознанного провоцирования рисков;
  • Обеспечение уверенности в соответствии с требованиями законодательства и отсутствии возможных претензий со стороны регуляторов;
  • Предотвращение привлечения к ответственности, в том числе уголовной;
  • Выявление имеющихся комплаенс-рисков на ранних стадиях, оперативное реагирование и полное устранение причин их возникновения;
  • Дополнение системы внутреннего контроля компании;
  • Сокращение незапланированные расходов;
  • Укрепление репутационной составляющей организации и повышение ее инвестиционной привлекательности.

Чтобы эффективно соблюдать правила и нормы комплаенс, в структуре компании создается специальное подразделение (комплаенс-отдел) или вводится штатная единица (специалист по комплаенс). Но высшее руководство и персонал должны придерживаться требований внешних и локальных нормативных актов всегда, независимо от наличия или отсутствия следящих за этим процессов сотрудников.

Несмотря на то, что в российском законодательстве до сих пор нет конкретного определения комплаенса и его роли в деятельности организаций, постепенно у менеджмента отечественных предприятий формируется осознание того, что комплаенс —неотъемлемая часть системы внутреннего корпоративного контроля и управления бизнесом.

Остались вопросы?

Задать вопрос
 

Марина Курицына
Руководитель клиентского сервиса

УЗНАЙТЕ, КАК МЫ ЗАЩИТИМ ВАС И ВАШ БИЗНЕС – ОБРАТИТЕСЬ К ЭКСПЕРТУ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЕТИ