Новая формула профилактики антимонопольных нарушений

По данным ФАС примерно 90% компаний, привлекаемых к ответственности, не осознают, какое именно нарушение закона о защите конкуренции они допустили. Но есть решение, которое позволит не только повысить уровень теоретических знаний, но и обеспечит превентивную защиту от подобных рисков и смягчит ответственность в случае их наступления. Это система антимонопольного комплаенса.
Новая формула профилактики антимонопольных нарушений

Правовая основа

 

Понятие антимонопольного комплаенса было официально закреплено в российском законодательстве только в 2020 году. Это сделал Закон от 01.03.2020 № 33-ФЗ, который внес изменения в Закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Было установлено, что система корпоративного соответствия требованиям антимонопольного законодательства (что и подразумевает антимонопольный комплаенс) – это совокупность организационно-правовых мер, закрепленных в локальных нормативных актах предприятия. Эти меры служат профилактикой нарушений в сфере «здоровой» конкуренции. Благодаря такому элементу управления руководство может контролировать и заблаговременно выявлять риски антимонопольных нарушений.

 

Во внедрении этой системы заинтересован не только бизнес, но и Федеральная антимонопольная служба. Связано это с тем, что положительная комплаенс-практика позволит снизить нагрузку на контролирующие госорганы.

 

Цели антимонопольного комплаенса

 

Эффективность антимонопольного комплаенса особо актуальна в сфере проведения закупок. Одна из причин его появления – усиление государственного контроля за этой частью деятельности компаний. Такой расклад обязывает бизнес уделять больше внимания разработке внутренних политик. Ведь, как известно, проблему проще предотвратить, чем устранить.

 

Внедрение антимонопольного комплаенса нацелено на решение следующих задач организации:

 

  • Обеспечение превентивной защиты от нарушений Закона «О защите конкуренции»;
  • Увеличение ответственности юридического лица в рамках его взаимодействия с другими участниками комплаенс-системы;
  • Повышение прозрачности работы сотрудников;
  • Обеспечение безопасности собственников и управляющих персон компании;
  • Как следствие, снижение коррупционных рисков.

 

Внедрить антимонопольный комплаенс могут организаторы и участники закупок, государственные и коммерческие предприятия. Здесь нет никаких ограничений.

 

Преимущества антимонопольного комплаенса

 

Сегодня функционирующая на постоянной основе комплаенс-система является одним из самых эффективных методов профилактики рисков нарушений антимонопольного законодательства и их отрицательных последствий.

 

Да, разработка и внедрение элементов комплаенса – достаточно дорогостоящий процесс, а также требующий временных и человеческих ресурсов. Тем не менее, эта процедура обойдется дешевле, чем устранение негативных результатов правонарушений. Консультационные услуги профессиональных юристов стоят не настолько дорого, как их работа при разбирательствах с ФАС.

 

Также стоит учитывать, что итоги столкновения с контрольно-надзорными органами (даже с учетом юридической поддержки) могут не всегда обернуться выигрышным делом для компании. И тогда штрафы, санкции и даже уголовные наказания станут еще большей нагрузкой на бизнес помимо оплаты юридических услуг.

 

Наш практический опыт в судебных делах говорит о том, что наличие в компании профилактических мер (в частности антимонопольного комплаенса) смягчает решение КНО либо даже позволяет убедить их в абсолютной невиновности организации. Этот факт еще раз служит доказательством финансовой выгоды внедрения превентивных элементов защиты.

 

Комплаенс в отличие от предписаний ФАС носит глобальных характер и воздействует на все сферы деятельности компании. Закрепленные правовые корпоративные стандарты поведения положительно влияют на бизнес-процессы в долгосрочной перспективе, что является реально эффективным способом для работы в соответствии с принятыми государственными законами.

 

Этапы внедрения антимонопольного комплаенса

 

Как мы говорили выше, антимонопольный комплаенс – результативная, но весьма затратная в том числе и по времени процедура. Это пугает некоторые компании, решившие заняться ее внедрением. Но сроки реализации этой идеи можно сократить.

 

В основном все предприятия, для которых актуален антимонопольный комплаенс, имеют весомую долю на профильном рынке и так или иначе уже используют риск-ориентированные подходы в своей деятельности. Если выявить схожие риски в других сферах и разработать единообразные меры по борьбе с ними, то составить антимонопольную политику будет гораздо проще.

 

В стандартном варианте этапы внедрения антимонопольного комплаенса выглядят следующим образом:

 

  • Определение возможных рисков несоответствия антимонопольному законодательству;
  • Создание методики по заблаговременному выявлению этих рисков;
  • Разработка четкого плана действий в «опасных» зонах, минимизирующего последствия нарушений;
  • Подготовка системы обучения персонала;
  • Внедрение методов контроля за соответствием принципам антимонопольного комплаенса;
  • Назначение ответственного должностного лица (комплаенс-офицера) или создание комплаенс-отдела.

 

Все эти мероприятия должны быть утверждены локальным документом с размещением его в общем доступе на официальном сайте компании.

 

К тому же, ФАС дает возможность направить ей на согласование проект этого документа для проверки его соответствия действующему законодательству. В течение 30 дней госорган выдает свое экспертное заключение.

 

 

Марина Курицына
Руководитель клиентского сервиса

УЗНАЙТЕ, КАК МЫ ЗАЩИТИМ ВАС И ВАШ БИЗНЕС – ОБРАТИТЕСЬ К ЭКСПЕРТУ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЕТИ