Оформление прав собственности на недвижимость
Регистрация прав собственности не кажется сложной, но есть несколько основных правил, которые вы должны знать, чтобы процесс прошел гладко.
Права собственности -это право владеть, использовать и распоряжаться имуществом, которое принадлежит конкретному лицу или группе лиц.
1. Какие права на недвижимость нужно регистрировать?
Для начала нужно внести сведенья о недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Без этого шага ваша собственность не получит юридическую защиту со стороны государства. Владелец не сможет получить имущественный налоговый вычет, оформить льготу на оплату коммунальных услуг, легально использовать дом для получения арендного дохода, закладывать его по кредиту, страховать и участвовать в инфраструктурных программах для населения (например, газификации).
Также Налоговый кодекс обязывает налогоплательщиков сообщать о владении недвижимостью, иначе владельца оштрафуют на сумму в 20% неуплаченных налогов за три года.
2. Какие документы нужны, чтобы зарегистрировать права на недвижимость?
К заявлению в Росреестр надо приложить документ, на основании которого сделают запись в ЕГРН. Им может быть:
- Акт органа власти, который инициирует возникновение права собственности. Например, решение органа местного самоуправления о бесплатном предоставлении земельного участка многодетной семье;
- Договоры о возникновении, изменении или прекращении прав на недвижимость;
- Акт приема-передачи объекта долевого строительства от застройщика к участнику долевого строительства;
- Акт или свидетельство о приватизации;
- Свидетельство о праве на наследство;
- Вступившие в силу судебные решения;
- Акты о правах на недвижимость, выданные уполномоченными на то в прошлом органами власти. Например, свидетельство на право собственности на землю — паи, которые колхозы и совхозы раздавали жителям сел и деревень с 1991 года. Чтобы владеть паем, землю нужно поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности в Росреестре;
- Технический план после перепланировки или переустройства;
- Акт обследования прекращения существования объекта.
Для регистрации права собственности или кадастрового учета земельных участков документом-основанием дополнительно могут быть:
- Межевой план — когда образуется новый участок или меняются его границы.
- Схема размещения участка на публичной кадастровой карте, если участок предоставляют по программе «Дальневосточный гектар».
- Карта-план территории при ее комплексной разработке.
3. Как зарегистрировать права на недвижимость?
Существует несколько способов это сделать:
- Лично. Обратиться в МФЦ или в офисы Росреерстра.
- Онлайн. Подать документы на сайте Госуслуг или на сайте Росреестра.
- Почтой. Можно отправить документы заказным письмом в Центральный аппарат Росреестра.
- На дому. Центры Госуслуг «Мои документы» предлагают услугу «Выездное обслуживание». Выезд специалиста платный для всех, кроме ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов Великой Отечественной войны, участников обороны Москвы, детей-инвалидов, инвалидов с детства I группы, инвалидов I группы. Зарегистрировать можно недвижимость, расположенную в любом субъекте России, но выездной прием документов осуществляется только в пределах Москвы. Услуга «Выездное обслуживание» также есть у Роскадастра.
4. Оплата госпошлины
Размер государственной пошлины за регистрацию права собственности зависит от сделки и ее участников. От уплаты освобождены только: малоимущие, ветераны ВОВ и москвичи при регистрации права на жилые помещения, предоставленные им взамен освобожденных жилых помещений в связи с реализацией программы реновации жилищного фонда.
5. Как запретить регистрировать права на мою недвижимость без моего присутствия?
Можно подать заявление на отклонение попыток зарегистрировать права на недвижимость без личного присутствия собственника.
Если у вас возник юридический вопрос, то за помощью обращайтесь в «Национальную Юридическую Сеть» по телефону горячей линии или заполнив онлайн-форму внизу страницы.