Примеры комплаенс-рисков

Комплаенс-риск — это угроза появления у компании потерь из-за несоответствия законодательству РФ, нарушения персоналом локальных документов фирмы, инструкций, правил, стандартов саморегулируемых организаций, в результате наложения санкций и (или) других мер воздействия со стороны контрольно-надзорных органов, а также потери репутации перед третьими лицами из-за неэтичного поведения сотрудников.
Примеры комплаенс-рисков

Как это работает?

Узнать подробнее

При наступлении комплаенс-рисков у ключевых персон бизнеса и сотрудников могут возникнуть следующие риски:

  • Уголовная ответственность;
  • Административная ответственность;
  • Дисциплинарная ответственность;
  • Материальная ответственность.

Зоны возникновения комплаенс-рисков

  • Поставщики (торги, закупки) — 19%;
  • Контрольно-надзорные органы — 18%;
  • Клиенты (торги, продажи) — 14%;
  • Бенефициары, владельцы, акционеры — 14%;
  • Сотрудники и ответственные лица — 12%;
  • Производство / продукт — 8%;
  • Государственные органы (коррупционный риск) — 6%;
  • Филиалы, представительства, общества — 6%;
  • Инвесторы, банки — 3%.

Примеры устранения комплаенс-рисков

Кейс № 1. Владельцы

Проблема: у компании, предоставляющей услуги по программному обеспечению, два собственника. Уставный капитал разделен 50/50. Один из собственников является генеральным директором. Второй собственник (наш клиент) утверждает, что дивиденды не распределялись 3 года. Генеральный директор говорит, что вся прибыль уходит на операционную деятельность.

Решение: в ходе проведения процедуры форензик наши эксперты выяснили, что один из собственников (гендиректор) выводил деньги себе на счета через подставных контрагентов. Мы собрали доказательства. В результате переговоров гендиректор признал свою вину, выполнил определенную часть материальных требований партнера. Назначен новый независимый директор.

Кейс № 2. Поставщики

Проблема: строительная компания (заказчик) с оборотом 2 млрд руб. в год столкнулись с проблемой: в тендере по выбору ее подрядчика, побеждает всегда одна и та же фирма, причем не с самыми выгодными условиями по финансовым предложениям.

Решение: в ходе проведения форензик эксперты выяснили, что цены, предлагаемые компанией-подрядчиком, выше по рынку, технику компания берет в аренду на время контракта, в штате компании отсутствуют нужные эксперты, а сотрудник заказчика, организующий тендеры, явно заинтересован (получает «откаты»). В итоге, сотрудник был понижен в должности, понес материальную ответственность, а этот подрядчик больше не допускался к участию в торгах.

Кейс № 3. Производство

Проблема: компания занималась заготовкой леса и пиломатериалов и поставляла свою продукцию в основном в Китай. Компания регулярно сталкивалась с перебоями в заключении контрактов.

Решение: после введения экологического комплаенса, сертификации продукции, подтверждения источников и регионов лесозаготовки компания сообщила об этом своим крупнейшим покупателям. Продукция компании попала в более высокую категорию качества. Один из покупателей (а за ним и другие) предложили изменить условия поставок, перешли на многолетние контракты. Поставка готовой продукции пошла в адрес покупателей из США, Канады, Японии, что позволило увеличить отпускные цены. Введение экологического комплаенса и сообщение об этом крупным покупателям изменило в целом бизнес компании к лучшему: его маржинальность, доходность и устойчивость на длительную перспективу.

Кейс № 4. Филиалы и представительства

Проблема: крупную компанию с наличием филиальной сети и иностранными контрагентами обвинили в том, что один из руководителей их филиала дал взятку для обеспечения победы в торгах.

Решение: наши эксперты доказали, что руководитель филиала пошел вопреки внутренним локальным нормативным актам и сняли ответственность с юридического лица за неправомерные действия руководителя филиала. Был применен инструмент каскадирования ответственности, выявляющий эксцесс исполнителя и защищающий руководство компании.

Кейс № 5. Инвесторы и банки

Проблема: бухгалтерия крупной торгово-производственной компании, имея расчетный счет в банке, получила уведомление о приостановке финансовых операций по расчетному счету. При этом банк запросил определенную документацию для проверки. Все денежные операции оказались недоступны на срок более чем 30 дней. В связи с чем выполнение внешних и внутренних обязательств оказалось невозможным. Банк в свою очередь предложил выведение денежных средств на расчетный счет другого банка с комиссией.

Решение: наши эксперты провели анализ сложившейся ситуации, выявили причину блокировки счета, подготовили необходимую документацию. В качестве аргументов использовали обоснование реальности хозяйственной операции и доказательство должной осмотрительности из досье контрагентов. Выехали в банк с целью проведения переговоров от имени заказчика. В течении 3-х рабочих дней после переговоров финансовые операции стали снова доступны.

Внедрение системы комплаенс поможет создать превентивную защиту от рисков, повысив комплаенс-иммунитет организации, приблизившись к цифровой трансформации и автоматизации функции комплаенс в бизнес-процессах, обучаясь использовать единый подход комплаенс для этичного взаимодействия бизнеса и государства.

Остались вопросы?

Задать вопрос
 

Марина Курицына
Руководитель клиентского сервиса

УЗНАЙТЕ, КАК МЫ ЗАЩИТИМ ВАС И ВАШ БИЗНЕС – ОБРАТИТЕСЬ К ЭКСПЕРТУ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЕТИ