Регуляторный комплаенс: что это и где применяется?

Под регуляторным комплаенсом, как правило, понимают комплаенс, позволяющий предупредить и минимизировать регуляторные риски. В свою очередь регуляторные риски — это угрозы (экономические, репутационные, административные и др.), связанные с несоответствием деятельности организации установленным регулятором (например, ФАС, ФНС, Роспотребнадзором) нормам и правилам.
Регуляторный комплаенс: что это и где применяется?

Как это работает?

Узнать подробнее

То есть регуляторные риски носят внешний характер. Они могут быть связаны с нарушением конкуренции, коррупционной составляющей, оптимизацией налогообложения, наложением санкций и т. д.

Некоторые эксперты считают синонимами регуляторные и комплаенс-риски. Однозначного мнения на этот счет нет. Иногда комплаенс-риски выделяют отдельно как риски, связанные с несоответствием деятельности фирмы только ее внутренним процедурам, положениям, актам и иному локальному регулированию. Трудности терминологии объясняются тем, что пока в законодательстве до сих пор отсутствует четкое определение регуляторного и комплаенс-риска.

Для управления регуляторными рисками должен быть назначен ответственный сотрудник (комплаенс-офицер) или сформирован целый комплаенс-департамент, если компания достаточно масштабная. Специалист по комплаенсу должен быть непредвзятым, независимым должностным лицом (важно исключить возможность конфликта интересов), подчиняющимся напрямую руководителю организации или совету директоров.

Сфера применения регуляторного комплаенса

Изначально было введено понятие правового риска, которым стали руководствоваться организации финансового сектора. Банк России сформулировал определение правового риска в письме от 30.06.2005 г. № 92-Т «Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах». Но правовые риски возникают не только у финансовых организаций. Компаниям нефинансового сектора тоже следует учитывать правовые риски, если они хотят сделать свой бизнес эффективным.

Регуляторные риски являются отдельной группой правовых рисков. Они связаны с изменением законодательства, недостаточным или противоречивым регулированием той или иной отрасли.

В борьбе с любыми регуляторными нарушениями существуют следующие способы контроля:

  1. Предварительный контроль (профилактика, превентивные меры);
  2. Стимулирование;
  3. Последующий контроль.

Помимо самого процесса выявления и контроля риска необходимы процедуры «настройки» системы контроля на изменения его признаков. В условиях общей размытости определения регуляторного риска можно рекомендовать комплаенс-службе:

  1. Подготовить карту рисков, определить риски, связанные с регуляторным. Продемонстрировать четкое понимание приемов управления рисками данного вида с позиции менеджмента организации;
  2. Представить на анализ все политики и процедуры компании регулятору, чтобы доказать соответствие ее основных положений требованиям законодательства.

Также организация может уменьшить вероятность наступления регуляторных рисков и минимизировать последствия их возможного наступления, вступив в профессиональные объединения. Это поможет не только лоббировать через них свои интересы, но и держать руку на пульсе ключевых тенденций и изменения правового поля, составляя прогноз воздействия нововведений на деятельность собственной компании.

Остались вопросы?

Задать вопрос
 

Марина Курицына
Руководитель клиентского сервиса

УЗНАЙТЕ, КАК МЫ ЗАЩИТИМ ВАС И ВАШ БИЗНЕС – ОБРАТИТЕСЬ К ЭКСПЕРТУ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЕТИ