Виды рисков
Витлинский Павел Валерьевич

Риски крупных предприятий: как выглядит судьбоносный «айсберг»

У крупных предприятий много сильных сторон, они стабильно развиваются и более устойчивы на рынке. Но у крупных предприятий и рисков больше. Для их отслеживания и минимизации, необходимо в первую очередь понимать, какими они могут быть, чтобы не «пойти ко дну» от столкновения с неприятностями.
Риски крупных предприятий: как выглядит судьбоносный «айсберг»

Ни один нормативный акт не дает определение, что такое крупное предприятие. Если отталкиваться от федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», в котором установлены предельные параметры средних компаний, то можно считать, что к крупным относятся все организации с превышающими значениями.

Таким образом, крупным можно признать предприятие с такими показателями:

  • среднесписочная численность свыше 250 человек, а в сфере легкой промышленности – больше 1000 работников;
  • годовой доход более 2 млрд рублей.

Виды рисков

Риски крупных предприятий делятся на внутренние и внешние. Внутренние – это действия сотрудников, правила, стандарты, традиции, которые подтачивают устойчивость компании. А внешние связаны с изменениями законодательства и вниманием контролирующих органов.

Повлиять на внутренние риски просто: проштрафившихся сотрудников можно уволить и потребовать компенсацию убытков, правила и традиции поменять. Но обнаружить такие риски сложнее, особенно при сговорах работников на разных уровнях. Например, кладовщик что-нибудь украл, охранник пропустил, а бухгалтер списал на затраты предприятия.

Внешние же риски «как на ладони»: проекты законов и других нормативных актов публикуются в интернете на специальных порталах, примерную дату проверки от ФНС можно просчитать, Минтруд в начале календарного года на своем сайте вывешивает список компаний, которые будут проверены за период, и причины для претензии от ФАС можно предсказать. Но исключить внешние риски не получится. К ним можно только подготовиться и минимизировать отрицательные последствия.

Подробнее о бизнес-рисках читайте в исследовании Национальной Юридической Сети «Иллюзия безопасности».

Скачать

 

Внутренние риски предприятий

Сбыт. Любая крупная компания – это всегда значительный объем выручки. Для работы с покупателями и заказчиками в компаниях обычно создаются специальные отделы сбыта, у которых есть начальники. А над ними, в свою очередь, – коммерческие директора.

Созваниваются с потенциальными или действующими покупателями рядовые сотрудники, они же занимаются составлением договоров. Степень контроля со стороны начальника отдела, коммерческого и генерального директоров зависит от масштабности сделки и сложности условий договора. Небольшая сумма и стандартные формулировки привлекают меньше внимания. Например, договор с условной выручкой на 1 млрд.рублей «вдоль и поперек» изучат все причастные, включая юристов и бухгалтерию. А сделкой на 50 000 рублей будет заниматься только специалист отдела сбыта.

Но именно на договорах со слабым контролем сотрудники могут «погреть руки». Например, за взятку прописать более выгодные для покупателя условия, предоставить скидки. Другой вариант – стать посредником: выписать продукт компании «на себя» по льготной цене, а затем перепродать дороже.  

Закупки. Наравне с отделами сбыта в организациях есть отделы закупок. И там ситуация с контролем условий договоров складывается примерно так же как и у сбытовиков. Большие вложения и сложные условия – читают все, при незначительных суммах – разбирается сотрудник.

Есть еще одна категория договоров, выполнение которых трудно проверить при сговоре сотрудников исполнителя и заказчика, – это договоры на выполнение различных работ или услуг. Для подтверждения выполнения договора могут быть представлены отчеты, сметы, другие документы. В итоге организация может заплатить деньги за услуги и работы, которые на самом деле были выполнены лишь частично или не выполнены вообще.

Прием на работу. Работники отделов кадров должны оценивать кандидатов на вакантные места по профессиональным навыкам и выбирать самого полезного для организации. Но часто на работу принимают по другим критериям: знакомство, родственные связи, «вознаграждение».

Неисполнение обязанностей. Риск может привести к срыву поставок, нарушению условий договоров. Что, в свою очередь, грозит выплатами неустоек или расторжением договора. Если работник не подготовит необходимые документы для контролирующих органов: ответы на запросы, декларации, платежные документы на перечисление налогов и сборов – не избежать штрафов и пени.

Воровство. Кто-то может «выносить» из организации по мелочи, например, канцтовары, а некоторые сотрудники ставят этот процесс на поток. Когда работник хорошо знает документооборот и правильно оформляет ворованное, то его трудно обнаружить. Даже обязательные годовые инвентаризации не всегда помогают.

Непонимание планов и действий руководства. В большинстве своем сотрудники плохо относятся к переменам, они не понимают, когда деньги вкладываются в производственное оборудование или разработку новых технологий. Тем более, что за этим может последовать сокращение численности. Руководитель решает стратегические вопросы, принимает меры для развития предприятия, а до работников или вообще не доносят информацию о том, для чего нужны нововведения, или рассказывают мало, сухо и формально. А если еще добавить к этому разговоры «в курилках», то даже минимальная информация переворачивается с ног на голову и додумывается. Поэтому в действиях руководства сотрудники видят только угрозу для привычной обстановки. Как бы руководитель не горел идеей перестройки, убедить в этом всех сотрудников очень сложно. А от административного воздействия иногда бывает еще хуже.

Утечка информации. Передача конкурентам конфиденциальной информации может нанести сильный урон компании. В крупных организациях достаточно много людей допущено к таким данным. Обычно сотрудники используют их для работы, но если кого-то уволить при сокращении или по статье, то бывшему работнику «нечего терять» и он может прихватить с собой и ценную информацию. За это человека можно привлечь к ответственности. Но утечку надо сначала обнаружить, а потом еще и доказать причастность конкретного сотрудника.

Бюрократизм и избыточный документооборот. В крупных компаниях много подразделений, стандартов, регламентов и других внутренних документов. Все это приводит к тому, что:

  • для решения вопроса нужно собрать 5–10 согласующих подписей у руководителей отделов, служб и директоров по соответствующим запросам направлениям;
  • все подразделения взаимодействуют друг с другом только через служебные письма;
  • иногда сложно получить нужную информацию, поскольку на запрос может последовать формальный ответ. А для уточнений придется писать дополнительные служебки.

Все это сильно затягивает решение многих вопросов, особенно срочных. Например, производству нужны запчасти для ремонта станка. Для покупки комплектующих в крупной компании сначала придется написать несколько служебных писем, согласовать их со всеми причастными к производству, закупкам, финансам. И только после этого специалист из отдела закупок будет обращаться к поставщикам. Если потребуется составление договора, то это дополнительный круг по сбору подписей. В результате станок не работает, продукция выпускается в меньших объемах, что может привести к срыву исполнения договора и потере выручки.

Внешние риски предприятия

Изменения законодательства. В российском законодательстве постоянно принимаются новые или изменяются существующие нормативные акты. Изменения бывают как незначительными, так и довольно серьезными. Чем крупнее предприятие, тем сложнее и дороже перестроить все процессы под новые требования.

Например, в июне 2015 года в Федеральный закон от 29.12.2012 №275-ФЗ «О гособоронзаказе» были внесены изменения, которые перестраивали работу всех компаний, участвующих в цепочке производства продукции и услуг для Минобороны и банков.

С сентября 2015 года на 275-ФЗ перешли компании, которые работали с Минобороны напрямую, а с начала 2017 года – вся цепочка предприятий. Им по-новому нужно было кодировать договоры, прописывать условия, подтверждать расходы, рассчитываться между собой только через спецсчета. Причем дополнительных методических рекомендаций законодатели не выпустили, а штрафные санкции предусмотрели.

Другой пример – изменения в Федеральный закон от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ». Крупные торговые компании попали в первую волну перехода на онлайн-кассы. В результате потребовались вложения в модернизацию старых касс или покупку новых и в обучение персонала. На первоначальном этапе не всем хватало аппаратов и фискальных накопителей. Кроме того, новые требования были «сырыми», возникали ошибки, что приводило к проблемам с ФНС. 

Претензии контрольно-надзорных органов. Количество проверок малых и средних предприятий сильно ограничено. Таким образом государство пытается развивать этот сегмент экономики. А вот крупный бизнес, наоборот, проверяют часто.

Риски экономической безопасности предприятия

Что проверяют:
ФНС – налоги, взносы, кассовое законодательство.
Минтруда – охрана труда.
Федеральной инспекции труда – соблюдение трудового законодательства.
Росприроднадзора – охрана окружающей среды.
Роспотребнадзора – выполнение санитарных норм и защита прав потребителей.
МЧС – пожарная безопасность.
ФАС – ценообразование, монопольно низкие или высокие цены.
Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (ФСРАР) – требования к производству, обороту и продаже спирта и алкогольной продукции и т.д.

Все госструктуры обязаны проводить плановые и внеплановые проверки. И если про плановые можно узнать заранее и подготовиться к ним, то внеплановые обычно бывают неожиданными. Основаниями для внеплановых проверок могут быть жалобы работников или анонимные обращения. А для контроля за соблюдением законов про онлайн-кассы (54-ФЗ) и оборот алкоголя (171-ФЗ) ФНС и ФСРАР соответственно были разработаны приложения для смартфонов. С их помощью любой покупатель может сообщить о нарушениях, после чего проверки не заставят себя ждать.

Сложности внеплановых проверок:

  • нужно в короткий срок понять, по какой причине началась проверка и продумать аргументы для беседы с проверяющими;
  • быстро подготовить необходимые документы. Объем при этом может быть разный: от пары листов до подборки за несколько лет;
  • ответственный сотрудник, который может дать исчерпывающие пояснения для сотрудников государственных служб, может находиться на больничном или в отпуске.

Плановые проверки, несмотря на предсказуемость, отнимают много времени. Например, регулярность камеральных налоговых проверок, которые проводятся дистанционно, совпадает со сдачей деклараций. Если компания платит налог на прибыль исходя из фактических данных и ежемесячно отчитывается в налоговую, то и проверяют ее с такой же периодичностью.

Плюс к этому ежеквартальные декларации по НДС и другим налогам. Можно сказать, что организация находится в состоянии проверки круглый год. К камеральной может добавиться и выездная проверка за предыдущие года. А это – присутствие инспекторов на территории предприятия, которые могут осматривать помещения, запрашивать оригиналы документов и проводить допросы всех причастных сотрудников.

Проверка любой госструктуры нарушает привычный ритм работы и рядовых сотрудников, и руководства. Кроме этого, если компания не согласна с решением проверяющих, то оспаривать их придется в суде, иногда и в нескольких инстанциях.

Руководителю крупного предприятия всегда нужно помнить о том, что внутренние и внешние обстоятельства могут расшатать устойчивость компании. Поэтому такие факторы нужно своевременно выявлять и устранять.