РИСКИ 2020 г.

Хорошее дело гильотиной не назовут.

«Регуляторная гильотина» - удачный броский рекламный лозунг для описания процесса сокращения объема и обновления законодательной базы, регулирующей контрольно-надзорную деятельность государственных органов. Но разумные бизнесмены, имеющие многолетний опыт общения с контрольно-надзорными органами, по опыту знают, как ярко-красочный венок может оказаться траурным. Для оценки перспективы своего бизнеса в российских реалиях, хорошо бы понимать взаимосвязь событий последних месяцев. Попробуем разобраться, опять сработает «хотели, как лучше, а получилось как всегда», или здравый смысл все-таки возьмет верх.
Хорошее дело гильотиной не назовут.

Идея многолетних перспективных преобразований в конечном итоге сводится к созданию благоприятного климата для бизнеса. На сегодняшний день реализация этого сводится к тому, что в России существует 220 видов государственного контроля на федеральном уровне, еще 50 на региональном и еще немного на муниципальном. Указания президента сократить количество проверок бизнеса вылилось в их увеличение на 30% в течение 2019 г. (по данным на август того же года). Правда, плановых проверок стало меньше, однако нетрудно догадаться, что внеплановые проверки перекрыли указанный прирост с избытком. Почему так противоречиво работает механизм создания благоприятных условий для развития бизнеса? Общая идея о создании благоприятных условий заключается в снижении давления контрольно-надзорной деятельности на бизнес. При этом декларирована попытка осуществить это с помощью нескольких процессов:

  1. мониторинг и контроль будут опираться на современные технологии удаленного управления за счет цифровизации взаимодействия государственных органов с участниками рынка и бизнеса;
  2. будет проведена оптимизация структуры контрольно-надзорных органов и сокращение затрат государства на контроль за бизнесом;
  3. «регуляторная гильотина» создана для реализации выше перечисленного. 

Вот цитата из одного из первых выступлений премьер-министра нового правительства: «Цифровая трансформация требует переосмысления роли государства и организации работы, если хотите, федеральных органов или других органов власти». Масштабное заявление! Однако ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что локомотивом цифровизации удаленного контроля за деятельностью предприятий выступила налоговая система, добившаяся к 2019 г. наибольших успехов. Как пример такого переосмысления приводится опыт внедрения «цифрового сервиса» в налоговом администрировании и озвучивается конечная цель: создание единой государственной цифровой платформы.

По итогу есть нюанс. Казнь законов на гильотине может привести к созданию законодательного вакуума. Опытный деловой человек сразу объяснит, как этот вакуум будет использован контрольно-надзорными органами при проведении проверок. Хотя вся эта задумка все еще находится на стадии реализации и конкретные результаты пока можно только прогнозировать, как всегда вспоминается, что в эпоху перемен единственным способом защититься от грядущих неприятностей является комплаенс во всем его многообразии. Налоговый комплаенс уже реально работает в современных российских реалиях, а в свете планируемой на ближайшее будущее реализации процесса тотальной цифровизации удаленного контроля за предприятиями, комплаенс будет распространять свое влияние не только в сфере антикоррупционной и антимонопольной деятельности государства, но станет для бизнеса тем, что представляет из себя акваланг для аквалангиста. Если только гильотина не сработает по своему прямому назначению. 

 

Марина Курицына
Руководитель клиентского сервиса

УЗНАЙТЕ, КАК МЫ ЗАЩИТИМ ВАС И ВАШ БИЗНЕС – ОБРАТИТЕСЬ К ЭКСПЕРТУ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЕТИ