Управление санкционными рисками в 2020 году

Недобросовестное отношение к превентивной защите бизнеса от санкционных рисков навлекает на компанию финансовые и репутационные потери: от крупных штрафов до включения ее персон в американские списки SDN (Specially Designated Nationals List – список граждан особых категорий и запрещенных лиц).
Управление санкционными рисками в 2020 году

Как это работает?

Узнать подробнее

Но если копнуть глубже, даже штрафы не ограничиваются исключительно выписанной суммой. К ней нужно добавить расходы на юристов, судебные издержки, затраты на модернизацию «слабых» процессов деятельности, убытки от снижения стоимости акций и др.

 

По данным Российского совета по международным делам примерно у 88 компаний из 100, попавших под санкции, комплаенс не был внедрен вовсе, либо находился в неразвитом состоянии. При этом оба варианта учитываются регулятором как отягчающий фактор.

 

Нарушения могут возникать как из-за банального незнания тонкостей законодательства, так и за счет умышленных противоправных действий сотрудников. Конечно, после попадания под санкции предприятия начинают заниматься построением действительно эффективной системы комплаенс. Но до этого им приходится пройти через неприятное расследование и выплатить назначенные штрафы.

 

Так какие же превентивные меры необходимо организовать, чтобы взять под контроль имеющиеся санкционные риски?

 

Условия для эффективного санкционного комплаенса

 

В 2019 году Управление по контролю зарубежных активов Минфина США (OFAC) выпустило «Рамочные обязательства по соблюдению санкций». В них описано, что должна содержать комплаенс-программа. На основании документа компонентами санкционного комплаенса являются следующие элементы:

 

1. Приверженность руководства

 

Это важнейшее условие в комплаенс-системе. Ведь, как говорится, рыба гниет с головы. Любая компания соблюдает определенную иерархию и «примером для подражания» всегда является высшее руководство.

 

OFAC выделяет несколько базовых обязательств топ-менеджмента, которые должны способствовать становлению и развитию результативного санкционного комплаенса:

 

  • выделение необходимых ресурсов;
  • регламентирование и поддержка программы комплаенса;
  • практическое внедрение комплаенс-процессов в деятельность бизнеса;
  • взращивание комплаентной культуры поведения в компании.

 

Если на высшем управленческом уровне будут приняты все обязательные решения, выделены адекватные ресурсы, а комплаенс-офицерам – предоставлена независимость в должном исполнении их полномочий, то, однозначно, риск санкционных нарушений снизится. А в случае расследования контрольно-надзорными органами наличие комплаенс-системы, поддерживаемой высшим менеджментом, станет смягчающим обстоятельством, влияющим на степень и уровень назначенных санкций.

 

2. Оценка рисков

 

Санкционные риски – это потенциальный ущерб или уязвимые места компании, игнорирование которых с большой вероятностью приведет к нарушению правил OFAC и отрицательно скажется на репутации и финансовом состоянии бизнеса.

 

В нашей стране регуляторы разных отраслей применяют так называемый риск-ориентированный подход. Он предполагает снижение количества проверок КНО для предприятий, находящихся в низкой зоне риска, тем самым уменьшается нагрузка на государственные органы.

 

OFAC же считает, что решения должны приниматься на основе существующих рисков без учета коэффициента их вероятности. Подразумевается, что ответственность может наступить в любой момент независимо от размера компании, объемов ее операционной деятельности и других индивидуальных характеристик.

 

Оценку рисков следует проводить, анализируя следующие параметры:

 

  • типы партнеров, контрагентов, клиентов;
  • выпускаемые продукты или оказываемые услуги;
  • отношения с банками;
  • регионы присутствия и многие другие.

 

Полученные результаты необходимо использовать в целях минимизации санкционных рисков при написании политик, в процессах внутреннего контроля, обучения сотрудников, при выходе на новые рынки, принятии решений о сделках, создании новых продуктов фирмы и т.д.

 

3. Внутренний контроль

 

Локальные инструменты санкционного комплаенс-контроля аналогичны инструментам любого другого комплаенс-направления. Это:

 

  • политики и процедуры;
  • процесс предварительного распознавания рискованных сделок;
  • механизм эскалации и нивелирования выявленных рисков;
  • регулярные отчеты;
  • формирование архивов с проанализированной информацией.

 

Большинство корпораций в своих договорах и контрактах прописывают «санкционные оговорки» наравне с антикоррупционными нюансами и положениями о конфиденциальности. Но эти моменты также важно фиксировать в распоряжениях по операционным процессам и в должностных инструкциях работников, на деятельность которых распространяются санкционные риски.

 

4. Контроль и аудиторские проверки

 

С учетом того, что последствия нарушений санкционных требований могут измеряться в миллиардах рублей, отношение к проведению аудита не должно быть формальным и поверхностным. Чтобы проверки были действительно эффективными, необходимо соблюсти несколько условий:

 

  • Важно проводить аудит, привлекая опытных и квалифицированных не только внутренних, но и внешних независимых экспертов. Сформировавшейся команде нужно предоставить необходимые полномочия и уровни доступа к документационным и техническим системам. Также к процессам аудита стоит подключить и высший менеджмент, чтобы в дальнейшем реагирование на выявленные риски было более оперативным и эффективным;

 

  • По итогам проверки следует разработать руководство по ликвидации найденных «пробелов». В нем необходимо закрепить персональную ответственность управленцев на разных уровнях и прописать сроки устранения выявленных недостатков.

 

В случае наличия санкционного нарушения компания может добровольно сообщить о нем в OFAC. Это позволит снизить сумму потенциального штрафа в половину.

 

5. Обучение

 

Тренинги и последующее тестирование по теме комплаенса уже стали нормой в корпоративной жизни персонала крупных организаций. Также важно вовремя информировать сотрудников о вступивших в силу правовых изменениях, относящихся к деятельности компании.

 

Некоторые предприятия составляют обучающие материалы и программы для своих партнеров и клиентов. Это становится отличным дополнением к «санкционным оговоркам» в документах и повышает уверенность в третьих лицах при сотрудничестве с ними. К тому же, подобная практика передачи информации служит дополнительным аргументом защиты при формировании позиции невиновности перед КНО в случае проведения расследования.

 

Подытоживая все вышесказанное, можно с уверенностью заявить, что внедрение санкционного комплаенса по всем нормам законодательства и правилам регуляторов принесет компании долгосрочные выгоды. А «Национальная Юридическая Сеть» поможет вам обеспечить превентивную защиту бизнеса и ключевых персон в кратчайшие сроки.

 

Остались вопросы?

Задать вопрос
 

Марина Курицына
Руководитель клиентского сервиса

УЗНАЙТЕ, КАК МЫ ЗАЩИТИМ ВАС И ВАШ БИЗНЕС – ОБРАТИТЕСЬ К ЭКСПЕРТУ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЕТИ