Борьба комплаенса с отмыванием денег - кто победит?

Отмывание денег – общий термин, описывающий механизм, с помощью которого недобросовестные лица скрывают первоначальное владение и контроль над доходами от преступных действий, маскируя такие доходы под полученные из законного источника.
Борьба комплаенса с отмыванием денег - кто победит?

Процессы отмывания преступно нажитого имущества обширны. Хотя преступные деньги могут успешно отмываться без помощи финансового сектора, реальность такова, что ежегодно сотни миллиардов долларов отмываются через финансовые учреждения. Характер услуг и продуктов, предлагаемых финансовой отраслью (а именно управление, контроль и владение деньгами и имуществом, принадлежащими другим лицам), означает, что она уязвима для злоупотребления со стороны лиц, занимающихся отмыванием.

 

В России с этим противозаконным механизмом борются 3 структуры:

 

  • Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг),
  • Департамент банковского надзора в структуре ЦБ,
  • Служба Compliance непосредственно в банке.

 

Каждая из них ведет независимую деятельность на своем уровне. Но все они руководствуются Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

 

Особенности нарушений, связанных с отмыванием денег

 

Такие преступления имеют схожие характеристики во всем мире. Есть два ключевых элемента:

 

  1. Сам необходимый акт отмывания денег, то есть предоставление финансовых услуг;
  2. Необходимая степень знания или подозрения (субъективного или объективного) относительно источника средств или поведения клиента.

 

Акт отмывания денег совершается в обстоятельствах, когда лицо вовлечено в соглашение (например, путем предоставления услуги или продукта), и это соглашение связано с доходами от преступлений. Эти механизмы включают широкий спектр деловых отношений, например, банковское дело, доверительное управление и управление инвестициями.

 

Необходимая степень знания или подозрения будет зависеть от конкретного преступления. Но обычно будет присутствовать там, где лицо, предоставляющее соглашение, услугу или продукт, знает, подозревает или имеет разумные основания подозревать, что имущество, участвующее в соглашении, представляет собой доходы от преступления. В некоторых случаях преступление может быть совершено также в том случае, если лицо знает или подозревает, что лицо, с которым оно имеет дело, участвует в преступном деянии или извлекло из него выгоду.

 

Этапы отмывания денег

 

В принципе, деньги отмываются всякий раз, когда человек или бизнес каким-либо образом имеет дело с выгодой другого человека от преступления. Это может происходить бесчисленным количеством разнообразных способов.

 

Традиционно отмывание денег описывается как процесс, который проходит в три этапа:

 

  1. Размещение – стадия, на которой преступно полученные средства вводятся в финансовую систему;
  2. Наслоение – это существенная стадия процесса, в ходе которого собственность «промывается», а ее владелец и источник маскируются;
  3. Интеграция – заключительный этап, на котором «отмытая» собственность вновь вводится в законную экономику.

 

Это трехэтапное определение отмывания денег очень упрощенно. Реальность такова, что так называемые стадии часто пересекаются, и в некоторых случаях, например, в случаях финансовых преступлений, нет никакого требования к тому, чтобы доходы от преступлений были введены в оборот.

 

Задача комплаенс-офицера в системе ПОД/ФТ

 

Уклонение от уплаты налогов и другие финансовые нарушения рассматриваются как основные преступления по отмыванию денег в большинстве наиболее эффективно регулируемых юрисдикций мира. Задача управления рисками отмывания денег на глобальном рынке требует скоординированного подхода и общего понимания эволюционирующих и возникающих тенденций как в регулировании нарушений, так и в преступной деятельности.

 

Для любого специалиста по ПОД/ФТ важно разработать и поддерживать основанную на рисках и всеобъемлющую систему борьбы с отмыванием денег / финансированием терроризма для смягчения и предотвращения этой угрозы. Понимание клиентов (Customer Due Diligence) и ответные меры, такие как сообщение о подозрительной деятельности, также являются жизненно важными инструментами в арсенале комплаенса.

 

 

Марина Курицына
Руководитель клиентского сервиса

УЗНАЙТЕ, КАК МЫ ЗАЩИТИМ ВАС И ВАШ БИЗНЕС – ОБРАТИТЕСЬ К ЭКСПЕРТУ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЕТИ