Защита владения бизнесом

Внутренний контроль и внутренний аудит – инструменты повышения эффективности бизнеса

Перед каждой организацией стоит задача по увеличению эффективности ее деятельности в различных направлениях, обеспечению правильности принимаемых руководством решений и превентивной защите от законодательных нарушений. Инструментами для выполнения этих пунктов служат внутренний контроль и внутренний аудит.
Внутренний контроль и внутренний аудит – инструменты повышения эффективности бизнеса

В чем между ними разница?

 

Понятия внутреннего контроля и внутреннего аудита неравнозначны, хотя многие обобщают эти термины.

 

·       Внутренний контроль – это вид деятельности, при котором хозяйствующий субъект контролирует совершаемые факты хозяйственной жизнедеятельности организации. Внутренний контроль обеспечивает эффективность и результативность деятельности компании, достоверность и своевременность бухгалтерской отчетности, соблюдение законодательства.

 

·       Внутренний аудит – это деятельность по обеспечению уверенности при принятии хозяйственных и финансовых решений и оказанию консультативной помощи руководящим органам по оценке процессов корпоративного управления, повышению их действенности, управлению рисками.

 

Получается, что внутренний аудит – часть внутреннего контроля. Условно, внутренний контроль изучает документацию и ищет ошибки в разных звеньях компании. А аудит не только находит эти ошибки, но и анализирует эффективные способы их решения, что является более глубокой задачей, чем контроль.

 

Внутренний контроль регулируется Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Внутренний аудит – Международными стандартами аудита, а также Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

 

Направления внутреннего контроля

 

Внутренний контроль в организации осуществляет следующие задачи:

 

·       Проверяет деятельность предприятия на соответствие регулирующему законодательству;

·       Оценивает результативность рабочих процессов, что выражается в сохранности текущих активов, достижении плановых показателей, росте маржинальности, увеличении оборотов и т.д.;

·       Изучает корректность и «чистоту» сдаваемой отчетности и следит за своевременностью ее подачи в контрольно-надзорные органы.

 

Направления внутреннего аудита

 

Задачи внутреннего аудита не ограничиваются предоставлением заключений и обеспечением соблюдения актуальных законодательных требований. Его роль трансформируется в бизнес-консультирование, которое направлено на увеличение эффективности деятельности, оптимизацию финансовых потоков, устранение «слабых мест» в системе внутреннего контроля.

 

Внутренний аудит помогает оценить риски при развитии своего проекта или инвестировании в чужой. Кроме того, он анализирует маркетинговую политику и имидж компании.

 

Организация внутреннего контроля и аудита

 

На практике данные процедуры могут осуществляться в различных вариантах:

 

·       Функции внутреннего контроля и аудита объединены. За них отвечает финансовый сектор, который помимо своих базовых должностных обязанностей в целом контролирует деятельность бизнеса и ведет реестр рисков по всем направлениям. При этом внутренний аудит может выделяться в отдельный департамент.

 

·       Внутренним контролем и аудитом руководит финансовый директор.

 

·       Крупные корпорации в основном выбирают децентрализованную модель внутренних контролирующих и аналитических процессов.

 

·       В организации существует консультационная служба, отвечающая на вопросы, касаемые внутреннего контроля и аудита. Сотрудники сами обращаются в эту службу при необходимости. А для большей эффективности в их систему KPI включаются показатели по рискам.

 

·       Иногда внутри компании есть только финансовый аудит, а все остальные контролирующие задачи передаются на аутсорс.

 

Как увеличить эффективность внутреннего контроля и внутреннего аудита?

 

Результативная деятельность современных служб в данном направлении, в первую очередь, опирается на цифровую составляющую. Используемое программное обеспечение должно глубоко понимать проблематику этой отрасли и отличаться гибкой платформой, которую можно настроить под индивидуальные задачи компании силой собственной службы IT.

 

Грамотное ПО для внутреннего контроля и аудита позволяет:

 

·       Отслеживать выполнение исполнителем поставленных задач и проектов;

·       Контролировать сроки закрытия поручений и архивировать их историю в общую базу;

·       Вести единые справочники и массивы данных;

·       Использовать типовые алгоритмы для анализа деятельности.

 

Внедрение таких ИТ-решений всего за пару месяцев способно уменьшить сроки формирования отчетов и увеличить показатель своевременности выполнения поручений.

 

Марина Курицына
Руководитель клиентского сервиса

УЗНАЙТЕ, КАК МЫ ЗАЩИТИМ ВАС И ВАШ БИЗНЕС – ОБРАТИТЕСЬ К ЭКСПЕРТУ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЕТИ