<< Блог

5 шагов при проявлении должной осмотрительности

Как это работает?

Узнать подробнее

Термин «должная осмотрительность» обычно относится к действиям, которые люди считают необходимыми, чтобы обеспечить безопасность для себя, других или для своей собственности. Должная осмотрительность контрагента (CDD – Customer Due Diligence) относится конкретно к запросам о потенциальных бизнес-партнерах, чтобы принять решение о том, следует ли вести с ними деловые отношения или необходимо приостановить их.

Проявление должной осмотрительности при выборе контрагента является ключевым элементом комплаенс-системы любой фирмы по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма (ПОД/ФТ). Это гарантирует, что она знает, кто ее контрагенты, и предотвращает получение преступниками доступа к собственной корпоративной финансовой системе.

Понимая всю важность эффективного выполнения CDD, можно выделить 5 элементов, которые помогут бизнесу придерживаться принципа должной осмотрительности.

1. Помните, что международные стандарты требуют применения риск-ориентированного подхода к CDD

Риск-ориентированный подход означает, что регулируемые фирмы могут идентифицировать, оценивать и понимать риски ОД и ФТ, которым они подвергаются, и принимать соответствующие меры по смягчению последствий в соответствии с уровнем выявленного риска. Это будет указывать на то, может ли потребоваться упрощенная должная осмотрительность (SDD) или усиленная должная осмотрительность (EDD).

Риск-ориентированный подход имеет важное значение для эффективного управления рисками ПОД/ФТ и позволяет фирмам гибко фокусировать ресурсы и усилия в тех областях своей деятельности, которые несут более высокий уровень риска.

2. Не забывайте следить за «красными флагами»

Это не просто атрибуты отношений с контрагентами или их активности на счетах, которые могут вызвать подозрение. Поведение потенциального партнера во время открытия счета и сбора информации CDD также может выявить так называемые «красные флаги».

Есть несколько наиболее часто идентифицируемых «красных флагов». Но нужно понимать, что этот список не является исчерпывающим:

3. Тщательно все документируйте

Очень важно фиксировать документально все, что происходит. Этот анализ в дальнейшем может быть рассмотрен независимой внутренней группой или внешней третьей стороной, если им потребуется увидеть ход, обоснование и логику ваших действий.

Во всесторонних обзорах CDD нужно продемонстрировать, что вы не только досконально понимаете клиента и то, какая документация была рассмотрена, но и риски, связанные с взаимными деловыми отношениями. Нужно четко сформулировать, что вы оценили все возможные риски, осознаете их последствия в перспективе, и что для вашего бизнеса они не являются угрозами. Также важно описать механизмы, почему или как эти риски могут быть смягчены.

4. Не пренебрегайте информацией из открытых источников

Есть много ресурсов, где можно получить информацию, которая станет важным дополнением к должной осмотрительности при выборе контрагента. Используйте их. Это могут быть сайты компаний, порталы государственных контрольно-надзорных органов, публикации в СМИ, отзывы клиентов и т.д.

5. Будьте открыты к обучению и развитию

Все больше задач в рамках функции CDD переходят в режим автоматизации и цифровизации. Но для их качественного выполнения требуются специалисты, умеющие работать с такими технологиями. Следовательно, необходимо инвестировать в обучение персонала, чтобы компания могла идти в ногу с нынешними быстро прогрессирующими временами.


Марина Курицына Руководитель клиентского сервиса
УЗНАЙТЕ, КАК МЫ ЗАЩИТИМ ВАС И ВАШ БИЗНЕС – ОБРАТИТЕСЬ К ЭКСПЕРТУ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЕТИ