Защита процессов управления

Чем отличается комплаенс отдел от службы внутреннего аудита?

Риск – это неотъемлемая часть хозяйственной деятельности, финансовая и имущественная опасность для хозяйствующего субъекта, которую необходимо превентивно предотвращать и не допускать. Способность противостоять риску является залогом успеха хозяйственной (предпринимательской) деятельности. Поэтому все хозяйствующие субъекты, прежде чем осуществлять хозяйственную деятельность, просчитывают всевозможные имущественные риски и предпринимают необходимые меры для их предотвращения. Данное мероприятие осуществляется методом управления рисками специальными контрольными службами предприятия.
Чем отличается комплаенс отдел от службы внутреннего аудита?

Как это работает?

Узнать подробнее

Управление рисками – это организационно-управленческий процесс, осуществляемый по специальным правилам и процедурам. Ключевым и значимым мероприятием в системе управления рисками является контроль за рисками, осуществляемый специальными контрольными органами предприятия, предусмотренными уставом и внутренними документами предприятия. Как правило, это совет директоров – высший контрольный орган хозяйствующего субъекта, а также контрольные службы, специально создаваемые для этих целей, чья деятельность определяется внутренними локальными документами (приказами, распоряжениями, регламентами и политиками по управлению рисками).

Виды контрольных служб и их полномочия

  1. Комплаенс-служба

Является линейной службой по осуществлению контроля за рисками. На нее возлагаются следующие обязанности и задачи:

  • Выполняет практические задачи по выявлению рисков несоответствия. В целях реализации комплаенс-функции осуществляет практическое внедрение методологии управления рисками несоответствия;
  • Устанавливает причины возникновения рисков. Участвует в построении системы управления рисками и осуществляет текущий контроль за процедурами по управлению рисками несоответствия;
  • Определяет пути и способы снижение рисковых обстоятельств в бизнес-процессах. Несет ответственность за обеспечение обязательных требований к совершаемым на предприятии операциям.
  1. Служба внутреннего аудита (внутреннего контроля)

Часто действует наряду с комплаенсом во многих организация. Особенно это распространено на финансовом рынке. Она:

  • Выполняет аналитические задачи по сбору информации о рисках. Осуществляет оценку качества результатов внедрения комплаенс-функций;
  • Оценивает риски. Осуществляет независимую проверку системы управления, ее составных компонентов и частей – элементов внутреннего контроля за рисками, а также контроль за обоснованностью финансовых потоков;
  • Готовит предложение органам управления хозяйствующего субъекта по исключению этих рисков. Несет ответственность за оценку эффективности системы контроля и учета в целом, за достоверность финансовой отчетности.

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что главное отличие комплаенс-службы от службы внутреннего аудита заключается в практическом внедрении методологии управления рисками. Но лишь в совокупности работа комплаенс-отдела и периодическое проведение внутреннего аудита может помочь улучшить бизнес-процессы и устойчивость в период кризиса, а также подготовить компанию к привлечению капитала или продаже.

 

Остались вопросы?

Задать вопрос
 

Марина Курицына
Руководитель клиентского сервиса

УЗНАЙТЕ, КАК МЫ ЗАЩИТИМ ВАС И ВАШ БИЗНЕС – ОБРАТИТЕСЬ К ЭКСПЕРТУ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЕТИ