Главная » Блог » Чем отличается комплаенс отдел от службы внутреннего аудита?
Чем отличается комплаенс отдел от службы внутреннего аудита?

Как это работает?
Узнать подробнееУправление рисками – это организационно-управленческий процесс, осуществляемый по специальным правилам и процедурам. Ключевым и значимым мероприятием в системе управления рисками является контроль за рисками, осуществляемый специальными контрольными органами предприятия, предусмотренными уставом и внутренними документами предприятия. Как правило, это совет директоров – высший контрольный орган хозяйствующего субъекта, а также контрольные службы, специально создаваемые для этих целей, чья деятельность определяется внутренними локальными документами (приказами, распоряжениями, регламентами и политиками по управлению рисками).
Виды контрольных служб и их полномочия
- Комплаенс-служба
Является линейной службой по осуществлению контроля за рисками. На нее возлагаются следующие обязанности и задачи:
- Выполняет практические задачи по выявлению рисков несоответствия. В целях реализации комплаенс-функции осуществляет практическое внедрение методологии управления рисками несоответствия;
- Устанавливает причины возникновения рисков. Участвует в построении системы управления рисками и осуществляет текущий контроль за процедурами по управлению рисками несоответствия;
- Определяет пути и способы снижение рисковых обстоятельств в бизнес-процессах. Несет ответственность за обеспечение обязательных требований к совершаемым на предприятии операциям.
- Служба внутреннего аудита (внутреннего контроля)
Часто действует наряду с комплаенсом во многих организация. Особенно это распространено на финансовом рынке. Она:
- Выполняет аналитические задачи по сбору информации о рисках. Осуществляет оценку качества результатов внедрения комплаенс-функций;
- Оценивает риски. Осуществляет независимую проверку системы управления, ее составных компонентов и частей – элементов внутреннего контроля за рисками, а также контроль за обоснованностью финансовых потоков;
- Готовит предложение органам управления хозяйствующего субъекта по исключению этих рисков. Несет ответственность за оценку эффективности системы контроля и учета в целом, за достоверность финансовой отчетности.
На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что главное отличие комплаенс-службы от службы внутреннего аудита заключается в практическом внедрении методологии управления рисками. Но лишь в совокупности работа комплаенс-отдела и периодическое проведение внутреннего аудита может помочь улучшить бизнес-процессы и устойчивость в период кризиса, а также подготовить компанию к привлечению капитала или продаже.