<< Блог

Что такое внутренний комплаенс и чем он отличается от внешнего?

Как это работает?

Узнать подробнее

Базовая задача комплаенса — четкое соблюдение организацией принятых норм законодательных и регулирующих органов. В крупных компаниях для исполнения и контроля этой функции создаются целые комплаенс-отделы. В небольших фирмах вводится должность комплаенс-специалиста или оформляется договор об оказании таких услуг на аутсорсе.

Комплаенс — это свод правил, которые позволяют избежать финансовых и репутационных потерь бизнеса. Также он помогает не привлекать излишнее внимание контрольно-надзорных органов, являясь гарантом чистоты и прозрачности деловой активности.

Какие уровни комплаенса существуют?

В корпоративной системе комплаенса выделяют два основных направления:

Внешний и внутренний комплаенс обычно работают в симбиозе. Например, когда предприятие выпускает какую-либо продукцию, она должна соответствовать как отраслевым стандартам на государственном уровне, так и локальным нормативным требованиям. При этом комплаенс включает в себя не какой-то определенный список правил из одного источника. Это комплексное понятие, куда входят многие широко применяемые нормы регулирования.

Внутренний комплаенс взаимодействует практически со всеми подразделениями компании:

Участниками внешней системы комплаенс являются:

Разница между внутренним комплаенсом и внутренним контролем

Некоторые объединяют внутренний комплаенс с понятием «система внутреннего контроля». Но в соответствии с Рекомендациями Базельского комитета функция комплаенс и контроль внутреннего аудита должны быть разграничены: невозможно одновременно качественно и эффективно проводить независимую оценку и внедрять методологию управления комплаенс-рисками. Также эксперты сходятся во мнении, что в системе внутреннего контроля и в системе комплаенс в принципе поставлены разные задачи.

Еще одно важное отличие — временные рамки функций. Комплаенс работает в превентивном формате, «наперед», а внутренний аудит анализирует уже произошедшие события и последствия от них в настоящем времени. Этот факт еще раз подтверждает, что несмотря на схожие по своей миссии функции эти два направления не могут осуществляться одним и тем же отделом.


Марина Курицына Руководитель клиентского сервиса
УЗНАЙТЕ, КАК МЫ ЗАЩИТИМ ВАС И ВАШ БИЗНЕС – ОБРАТИТЕСЬ К ЭКСПЕРТУ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЕТИ