<< Блог

Как самостоятельно провести оценку благонадежности контрагента?

Как это работает?

Узнать подробнее

Проверка благонадежности контрагента – это комплексная регулярная процедура. Ее значение сложно недооценить, ведь на кону оказываются деньги и репутация бизнеса.

Налоговые органы делают акцент на том, что ответственность за выбор партнера для сотрудничества полностью ложится на компанию. Если у ФНС появляются претензии к контрагенту, то, вероятнее всего, и ваша фирма окажется вплетена в это неприятное расследование. Поэтому так важно изначально оценить наличие рисков, которые могут возникнуть в результате сотрудничества с той или иной неблагонадежной организацией.

Чтобы предостеречь свой бизнес от негативного влияния сомнительного контрагента, при проверке рекомендуется руководствоваться критериями, которые выделяет ФНС.

Какие документы запросить у контрагента?

Это первоочередный этап. Без него невозможно перейти к следующим действиям.

Перед началом сотрудничества для проверки необходимо изучить следующие документы контрагента:

Где искать остальную информацию?

Проверка регистрации компании и полномочий должностных лиц

Также не будет лишним проверить действительность паспорта руководителя через базу МВД http://сервисы.гувм.мвд.рф/info-service.htm?sid=2000.

Некорректные документы – это не просто показатель высоких налоговых рисков, но и признак потенциального мошенничества.

Проверка наличия разрешений и лицензии

Если контрагент ведет деятельность, на которую требуется специальное разрешение в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», обязательно нужно проверить его фактическое наличие и актуальность. Обычно такие данные можно найти на сайтах лицензирующих конкретную сферу органов. Или же у компании должно быть свидетельство СРО, если она числится в составе саморегулируемой организации.

Проверка деловой репутации

Это направление можно оценить с помощью сайта самой компании и публикаций о ней в СМИ. Посмотрите, насколько актуален корпоративный сайт, поищите отзывы о контрагенте на сторонних форумах. Проверьте, в каком контексте упоминается фирма в открытых информационных источниках.

Если присутствует много данных о судебных разбирательствах и претензиях от контрольно-надзорных органов, следует провести более расширенную проверку контрагента. В эту проверку необходимо включить и его партнеров. Информацию об участии в арбитражных спорах можно получить на сайте https://kad.arbitr.ru.

Проверка налоговой отчетности

Уплата налоговых сборов и сдача отчетности в ФНС – показатель благонадежности предприятия. Нарушение сроков и отсутствие платежей могут говорить о несоответствии деятельности контрагента установленному законодательству или в принципе о ее отсутствии. Также следует убедиться в том, что банковские счета потенциального партнера не заблокированы налоговым органом.

Проверка бухгалтерской отчетности

Для начала нужно уточнить, обязана ли компания сдавать отчетность в Росстат. Если да, то в системе Росстата будут ее ежемесячные данные. Неисполнение этой обязанности свидетельствует о нарушении действующего законодательства и, скорее всего, о неуплате налогов и сборов. Кроме того, составленный финансовый отчет контрагента позволит провести анализ размера его активов.

Полученных данных из перечисленных источников, естественно, будет недостаточно для детальной проверки благонадежности контрагента. Чтобы расследование оказалось максимально актуальным и эффективным, контрагентов следует проверять по системе комплаенса. Но «зеленый свет» уже по этим пунктам значительно сократит шанс на заключение рискованной сделки.

Результаты проведенной проверки лучше всего сформировать в отдельное досье на контрагента и периодически его обновлять. Эти материалы станут подтверждением должной осмотрительности вашего бизнеса в случае претензий со стороны контрольно-надзорных органов.

Марина Курицына Руководитель клиентского сервиса
УЗНАЙТЕ, КАК МЫ ЗАЩИТИМ ВАС И ВАШ БИЗНЕС – ОБРАТИТЕСЬ К ЭКСПЕРТУ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЕТИ