На сегодняшний день внедрение системы комплаенс участниками Евразийского экономического союза и развитие нормативного регулирования происходят неравномерно и в разных странах тема комплаенс-контроля воспринимается неодинаково. Общими для процессов внедрения комплаенс-функций в деятельность бизнеса стран-участников ЕАЭС можно назвать две характерные черты.
Во-первых, это акцент на внедрение комплаенс-контроля в рамках совершенствования корпоративного управления. Это связано с тем, что корпорации, в частности, государственные, заинтересованы в сотрудничестве с иностранными и международными крупными агентами. Очевидно, что подобные связи дают множество преимуществ и выгод, однако помимо этого накладывают и существенные ограничения. Например, организация международного ритейла регламентируется множеством законов как международного права, так и законами государственного уровня. Для того, чтобы хорошо наладить процессы и быть уверенными в том, что контракт безопасен для обеих сторон, корпорации обращаются к системе-комплаенс. Кроме этого, стоит принимать во внимание и мировую ситуацию, а именно принятые по отношению к ряду стран санкции и возможность в любой момент попасть в черный список. Европейские компании всегда отличались избыточной осторожностью в плане выполнения санкционных требований США и всегда предпочитали перестраховаться с мерами предосторожности. Отсюда и их особое внимание к наличию комплаенс систем у контрагентов в странах ЕАЭС. Фактически, теперь китайские, и в целом азиатские активные игроки на мировом рынке явно демонстрируют стремление не переходить дорогу санкционным требованиям США и желание избежать попадания в черные списки. А это поднимает санкционный комплаенс на новый уровень требований.
Вторая общая черта процесса внедрения систем комплаенса в странах ЕАЭС - это явный перекос в восприятии комплаенса преимущественно как антикоррупционной системы. На примере активного процесса внедрения комплаенс в Казахстане можно заметить, что, с одной стороны, в 2019 г организовали первый форум комплаенс-офицеров, растет количество упоминаний системы-комплаенс в СМИ, но с другой стороны основными темами этих статей являются противодействие отмыванию нелегальных доходов, само отмывание доходов, финансирование терроризма и деятельность с криптовалютой.
Очевидно, что при такой постановке вопроса наибольшую важность приобретает внедрение комплаенс контроля в банковской сфере, потому что именно банковские структуры позволяют контролировать финансовые процессы, которые могут быть использованы в криминальных целях. Именно поэтому в последнее десятилетие комплаенс в странах ЕАЭС активно развивался именно в этой области. И соответственно, более активно нормативная база комлпаенс-контроля формируется в области банковского дела. Национальный банк Казахстана в ноябре 2019г. ввел «Правила формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для банков второго уровня», которые предполагают изменение требований к управлению комплаенс-рисками. Помимо Казахстана, большую работу по комплаенс-правилам провели в Беларуси, где подробные правила системы комплаенс разработаны в ОАО «АСБ Беларусбанк». В Банке принята «Политика по противодействию коррупции и мошенничеству» в соответствии с Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», Уставом Банка и локальными нормативно-правовыми актами Банка.
Исходя из особенностей процесса внедрения комплаенс систем в странах ЕАЭС можно понять, что основной задачей на ближайшее время для Евразийского Экономического Союза является внедрение унифицированного комплаенс законодательства в национальное законодательство стран участниц. Такие заявления уже звучали в 2019 году из уст министра по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Марата Кусаинова. А российский Минпромторг уже предлагал создать в России систему экспортного комплаенса, затем распространить ее на другие государства Евразийского экономического союза. Поскольку по мере снятия барьеров на пути движения товаров в рамках рынка ЕАЭС развивается не только конкуренция на трансграничных рынках, но и антиконкурентная активность, то внедрение комплаенс систем неизбежно будет приобретать все большее значение, что и является основой для равноправного открытого диалога в многополярном мире.