Ни одна современная комплаенс-программа не будет эффективной без такого инструмента, как комплаенс-линия. Грамотно внедренный сервис дает возможность персоналу, клиентам, контрагентам и деловым партнерам доводить до сведения компании о потенциально возможных негативных инцидентах или случившихся нарушениях, с которыми они столкнулись внутри организации или при взаимодействии с ней.
Такой вид коммуникации помогает топ-менеджменту и владельцам бизнеса эффективнее им управлять, принимая необходимые превентивные меры по выявлению и предотвращению противоправных действий до того, как они станут общеизвестными и спровоцируют финансовые, репутационные потери, привлекут излишнее внимание контрольно-надзорных органов.
Влияние комплаенс-линии на эффективность компании
Существует ошибочное мнение, что если на «горячую линию» комплаенс не поступают заявления, то в организации нет никаких нарушений. Но это не так. Скорее всего, просто кампания по пропаганде важности комплаенс-линии была проведена неэффективно. Не был сформирован положительный имидж этой функции для борьбы с коррупцией, мошенничеством и прочими преступными махинациями.
Также отсутствие обращений может быть показателем того, что у людей возникает психологический барьер, даже если есть повод обратиться на «горячую линию» комплаенс. Или они просто не понимают механизм ее работы.
Если заявления поступают в большом количестве, это наоборот свидетельствует о том, что у сотрудников, партнеров, клиентов сложился позитивный образ этого инструмента, а процесс его работы выстроен правильно на всех этапах, начиная от поступления заявления, заканчивая отчетом о подтверждении или опровержении нарушения.
В доказательство всему вышесказанному – результаты исследования Университета Джорджа Вашингтона и Университета штата Юта за 2019 год. Аналитики обработали более 2 млн отчетов от более 1000 компаний. Была выявлена четкая закономерность между наличием комплаенс-линии, эффективностью бизнеса и деловым имиджем фирмы.
По итогам исследования оказалось, что организации с большим количеством обращений на комплаенс-линию встречаются в СМИ в негативном ключе на 46% реже, чем предприятия, которые получают меньше заявлений.
Согласно же отчету Ассоциации «Объединение сертифицированных специалистов по расследованию хищений» компании, внедрившие «горячую линию» по вопросам комплаенс, значительно чаще обнаруживают у себя мошеннические действия, и их убытки от данных преступлений составляют на 50% меньше, чем у фирм, не имеющих комплаенс-линии.
Обращения, поступающие на адрес «горячей линии» по вопросам комплаенс, позволяют вскрыть противозаконные схемы, работающие в компании годами, ликвидировать их и усилить внутренний контроль в местах с пробелами защиты.
Этапы внедрения комплаенс-линии
Успешный международный опыт говорит о том, что комплаенс-линия, в идеале, должна предоставляться на аутсорс третьим лицам (внешней независимой стороне) для обеспечения максимальной непредвзятости к поступающим заявлениям. Такие эксперты являются посредниками, которые просто доносят информацию до руководства организации и сами не принимают никаких мер в отношении обращений.
Чтобы внедрить у себя эффективно работающую «горячую линию» комплаенс, важно выполнить следующие действия:
Это поможет разработать индивидуальный подход к реализации внедрения «горячей линии» по вопросам комплаенс. Благодаря такому анализу можно подобрать наиболее подходящий способ связи (телефон, электронная почта, форма на сайте и т.д.) между заявителями и комплаенс-службой.
Необходимо донести до каждого человека важность предотвращения хищений, мошеннических операций, нарушений закона и настроить персонал на волну прозрачности бизнеса и принятия корпоративной культуры.