Кто такой комплаенс-менеджер и чем он занимается

Комплаенс пришел в российскую среду от крупнейших иностранных корпораций, в которых он давно является неотъемлемой частью ведения бизнеса. Пока в отечественном законодательстве официальное определение данной функции ответствует. Именно поэтому у делового сообщества часто возникают недопонимания относительно роли и задач комплаенс-менеджера.
Кто такой комплаенс-менеджер и чем он занимается

Как это работает?

Узнать подробнее

Комплаенс-менеджер (Compliance Officer) — это многогранная должность «защитника» бизнеса. В его зону ответственности входят:

  • Контроль соответствия деятельности компании законодательным и локально-нормативным актам (урегулирование правовых вопросов, соблюдение персоналом внутренних требований и положений, корректное оформление политик и т.п.);
  • Предотвращение всесторонних рисков и минимизация их влияния на финансовый, репутационный и другие аспекты деловой жизни фирмы;
  • Создание превентивной защиты для организации и ее персон.

Должностные обязанности комплаенс-офицера

Как упоминалось выше, такой сотрудник отвечает за соответствие компании и ее работников нормам законодательства, стандартам КНО, правилам отраслевых ассоциаций, корпоративным устоям, этическим принципам.

Комплаенс-менеджер анализирует информацию об объектах сделок, оценивает коррупционные, санкционные и прочие риски, занимается разработкой и внедрением стратегии по направлению комплаенс-контроля. Также работник, ответственный за комплаенс, проводит правовую экспертизу локальной документации, принимает участие в аудитах.

Среди основных обязанностей менеджера по комплаенс, которые чаще всего встречаются в должностных инструкциях, можно выделить:

  • Мониторинг, анализ, оценка требований законодательства и отраслевых регуляторов;
  • Определение критических рисков нарушения законодательства;
  • Построение системы комплаенс-контроля;
  • Разработка внутренних политик и регламентов;
  • Экспертиза договоров и соглашений в части антикоррупционной политики и комплаенс-обязательств сторон (комплаенс-оговорки);
  • Реализация комплаенс-стратегии;
  • Сопровождение аудитов;
  • Проведение внутренних расследований и проверок.

Карьера и уровень зарплаты

Должность комплаенс-менеджера особо востребована в банковских и кредитных организациях, крупных коммерческих и некоммерческий предприятиях различных отраслей экономики, аудиторских компаниях.

Получить необходимые знания и навыки можно на курсах профессиональной переподготовки. Обучение возможно на базе имеющегося высшего образования.

При наличии сертификата, подтверждающего полученные знания по специальности, можно рассчитывать на заработную плату от 50 000 руб. Средний уровень дохода комплаенс-офицера со стажем работы 3 года — от 80 000 руб.

Основные требования к кандидату

Для эффективного и качественного выполнения должностных обязанностей менеджера по комплаенс сотруднику необходимо:

  • Разбираться в антимонопольном, антикоррупционном законодательствах, владеть базовыми знаниями по юриспруденции, банковскому делу;
  • Быть внимательным к деталям;
  • Уметь быстро обрабатывать данные: это важно для работы с большими массивами законов, актов, политик и прочих регулятивных документов;
  • Знание английского языка, так как многие нормативные законодательные акты в сфере комплаенс имеют экстерриториальное действие и написаны на английском. Также уверенное знание иностранного языка важно при выходе компании на зарубежный рынок;
  • Аналитическое мышление: необходимо не только уметь интерпретировать и применять действующие отраслевые законы, но и анализировать и предугадывать их изменения;
  • Коммуникативные навыки: комплаенс-менеджеру приходится много взаимодействовать с сотрудниками, партнерами, контрагентами, контрольно-надзорными органами. Поэтому важно «чувствовать» людей, ситуацию и в процессе диалога добиваться для компании выгодных условий;
  • Желание постоянно учиться и развиваться: только находясь в потоке профессиональной информации, следя за трендами отрасли и внедряя в свою деятельность лучшие практики коллег, можно говорить о том, что менеджер по комплаенсу сможет быть эффективным и приносить пользу бизнесу.

Где получить образование?

Национальная Ассоциация Комплаенс на базе МГУ им. М.В. Ломоносова и РЭУ им. Г.В. Плеханова проводит ежемесячные курсы повышения квалификации по специальности «Комплаенс-менеджер».

По окончании обучения при успешном прохождении итогового тестирования студентам выдается сертификат установленного образца, подтверждающий возможность специалиста занимать должность комплаенс-офицера.

Остались вопросы?

Задать вопрос
 

Марина Курицына
Руководитель клиентского сервиса

УЗНАЙТЕ, КАК МЫ ЗАЩИТИМ ВАС И ВАШ БИЗНЕС – ОБРАТИТЕСЬ К ЭКСПЕРТУ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЕТИ