Реагирование комплаенс-службы на случаи нарушений
Нарушением считается правонарушение, действие или бездействие, противоречащее требованиям правовых норм и совершенное деликтоспособным лицом. Состав нарушения складывается из следующих элементов:
- Объект – группа общественных отношений, на которые направлено посягательство;
- Объективная сторона – деяние в форме действия или бездействия, а также последствия такого деяния и наличие причинной связи между деянием и наступившими последствиями;
- Субъект – вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного ст. 20 УК РФ (в большинстве случаев – 16 лет);
- Субъективная сторона – вина в форме умысла или неосторожности.
Откуда узнать, что нужно реагировать на нарушение?
- По последствиям нарушений: исковое заявление, выставление требований о штрафе, наложение санкций, остановка работы программного обеспечения и т.п.;
- Выявление нарушений в ходе контрольных мероприятий: инвентаризация, служебные расследования (не только по факту, но и при наличии подозрений), внутренние и внешние проверки, аудиты и пр.;
- Получение сообщений о нарушении: e-mail, «горячая линия», беседы с сотрудниками и т.д.;
- На основании общей статистики принять решение о превентивных мерах.
Ответственность за нарушения
Последствия нарушений для компании могут оказаться достаточно неблагоприятными:
- Налоговые доначисления;
- «Парализация» деятельности компании;
- Кассовый разрыв;
- Гражданско-правовая ответственность;
- Административная ответственность;
- Уголовная ответственность владельцев;
- Блокировка банковских счетов (ПОД/ФТ);
- Риски, связанные с выводом денежных средств за границу;
- Штрафы Трудовой инспекции, ФАС и других контрольно-надзорных органов;
- Ответственность по иным направлениям КНД.
Последствия нарушений для сотрудников не менее весомы:
- Дисциплинарное взыскание;
- Возбуждение административного дела;
- Возбуждение уголовного дела (велик риск привлечения персоны, а не компании за мошенничество, хищение, присвоение или растрату, вымогательство, коммерческий подкуп, взятку и т.д.);
- Субсидиарная ответственность.
За 2019 год львиная доля всех дел (80% из 317 627 преступлений, что на 37% больше, чем годом ранее) возбуждена по статьям 159–159.6 УК РФ, которые позволяют правоохранительным органам квалифицировать любое неисполнение договорных обязательств как мошенничество.
Какие существуют превентивные мероприятия по предотвращению нарушений?
- Внедрение ton of the top («тона сверху»): бесполезно обучать сотрудников, если сам руководитель не соблюдает принципы комплаенса;
- Назначение ответственного сотрудника (комплаенс-менеджера);
- Принятие базовых комплаенс-политик;
- Формирование «горячей линии», анонимного e-mail;
- Обучение персонала (тренинги, семинары, деловые игры, мультфильмы, дистанционные курсы, тестирование и т.д.);
- Регулярная оценка комплаенс-рисков / мониторинг;
- Мониторинг законодательства и судебной практики для последующей корректировки бизнес-процессов.
Как следует реагировать на нарушения?
Меры реагирования на нарушения по факту их выявления заключатся в следующих действиях:
- Анализ причин возникновения случая нарушения;
- Определение лиц, виновных в наступлении случая несоответствия;
- Комплаенс-расследование / форензик / служебное расследование: формирование доказательств и переговорной позиции, заключение соглашения с виновным лицом или подача заявления о привлечении к должной ответственности;
- Определение перечня лиц, на которых распространяется риск нарушения соответствия;
- Сопоставление нарушения с описанием карты рисков (при необходимости – ее дополнение);
- Корректировка бизнес-процессов для недопущения в будущем случая нарушения;
- Индивидуальная работа с лицами, на которых распространяется случай нарушения комплаенс;
- Формирование учебных материалов, учитывающих случаи наступления рисков;
- Проведение тренингов и обучения с учетом выявленной практики несоответствия.
На нарушения должен реагировать не только комплаенс-офицер. Заинтересованы в комплаентной деятельности должны быть и другие службы: служба безопасности, внутренний контроль, департамент HR, юридический отдел, бухгалтерия и т.д.