Роль контрагента при анализе комплаенс-рисков

Деловые отношения с контрагентами могут стать причиной возникновения рисков для компании. Если эти риски своевременно не обнаруживаются и не минимизируются в дальнейшем, они неизбежно приведут к крупным финансовым, репутационным потерям, привлечению к административной или уголовной ответственности. Невыполнение обязательств, исчезновение ответственных лиц, внедрение мошеннических схем — все это может повлечь неблагоприятные последствия для бизнеса, если в ходе сотрудничества не анализировать возможные угрозы.
Роль контрагента при анализе комплаенс-рисков

Как это работает?

Узнать подробнее

В условиях существующих экономических реалий вопросы благонадежности контрагентов приобретают ключевое значение. Постоянные изменения внешних факторов, влияющих на деятельность организаций, открывают лазейки для появления новых «серых» финансовых схем и злоупотреблений в ходе исполнения заключенных договоров. Для эффективной борьбы с ними важно своевременно получать актуальную информацию о существенных событиях и изменениях в жизни контрагентов.

Организация процесса

Пытаясь превентивно защитить бизнес от неблагонадежных контрагентов, компании внедряют процесс проверки партнеров. Однако большинство из них делает это только при первичном одобрении, не беря во внимание необходимость регулярности данного механизма.

При этом нужно учитывать, что скорость проверки сильно варьируется в зависимости от требуемой глубины проверки, используемых источников информации и имеющихся аналитических инструментов. Самое главное здесь — сократить количество ручных операций и бумажных документов в досье контрагента, делая акцент на автоматизации процесса (базы данных СПАРК-Интерфакс, Контур, Фокус, Dun&Bradstreet и др.).

Проверить «чистоту» контрагента можно как силами собственной комплаенс-службы, так и обратившись в организацию, предоставляющую такую услугу на аутсорсе. В первом варианте в штате компании должен быть отдельный сотрудник (специалист по комплаенсу), имеющий необходимый опыт, или (если фирма крупная) должен быть специальный комплаенс-отдел.

Области проверки

Проверка благонадежности контрагента в организации должна охватывать не только базовые направления (анализ учредительных документов, сбор информации о судебных спорах), но и:

  • Проверку по базе недобросовестных поставщиков;
  • Анализ информации из СМИ и других открытых источников;
  • Проверку на возможность применения санкций к контрагенту, включая всю цепочку владения до конечного бенефициара;
  • Проверку наличия связей контрагентов или их ключевых лиц с политически значимыми лицами, компаниями и лицами, включенными в международные и российские «черные» списки, а также собственные списки компании неблагонадежных лиц (при наличии);
  • Конфликты интересов между сотрудниками компании, компанией и ее контрагентами;
  • Аффилированность между контрагентами в тендерах;
  • Проверку по социальным сетям;
  • Информацию, полученную по «горячей линии» по вопросам этики и комплаенс в компании.

Интерес бизнеса в развитии функции комплаенс только усиливается с каждым годом, и в частности растет потребность в совершенствовании системы оценки рисков благонадежности контрагентов, которая позволяет предупредить сотрудничество с высокорисковыми партнерами, нивелировать риски мошенничества, хищений, коррупции и сократить потери от неправомерных действий.

Остались вопросы?

Задать вопрос
 

Марина Курицына
Руководитель клиентского сервиса

УЗНАЙТЕ, КАК МЫ ЗАЩИТИМ ВАС И ВАШ БИЗНЕС – ОБРАТИТЕСЬ К ЭКСПЕРТУ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЕТИ