Top.Mail.Ru
<< Блог

Система управления дебиторской задолженностью

Как это работает?

Узнать подробнее

Дебиторская задолженность — это долги третьих лиц, или контрагентов, перед компанией. Она представляет собой имущественные требования компании к юридическим и физическим лицам, которые являются её должниками. Среди них могут быть как другие компании, так и её собственные сотрудники, а также бюджетные органы.

С точки зрения предприятия, в цикле оборачиваемости капитала дебиторская задолженность представляет собой замороженный капитал. Также она может отражать отток капитала, который компания произвела раньше, чем возникли обязательства перед государственным бюджетом и социальными фондами.

Управление задолженностью по оплате товаров и услуг можно разделить на четыре стадии: предотвращение, мониторинг, взыскание и списание.

1. Предотвращение.

Чтобы избежать проблем, необходимо тщательно проверять потенциальных контрагентов и составлять договоры с учётом всех нюансов. Для проверки можно воспользоваться услугами налоговой службы. Это позволит узнать актуальную информацию о компании или предпринимателе: действует ли бизнес или находится на стадии ликвидации. В Едином федеральном реестре сведений о банкротстве можно проверить, не начата ли процедура банкротства в отношении контрагента. В картотеке арбитражных дел можно узнать, не ведутся ли судебные разбирательства против контрагента. Для проверки достаточно ввести ИНН или ОГРН контрагента.

В соглашениях следует предусмотреть санкции за задержку оплаты или систему санкций. Также рекомендуется устанавливать конкретные сроки платежей, включая возможность отсрочки. Это поможет снизить вероятность возникновения просроченной дебиторской задолженности.

2. Контроль.

Компания должна регулярно проводить инвентаризацию дебиторской задолженности, чтобы отслеживать, кто и сколько должен ей денег. Например, необходимо проверять, сколько товаров было отгружено и сколько средств за них фактически получено. Также важно контролировать сроки платежей и при необходимости напоминать дебиторам об их необходимости.

3. Взыскание задолженности начинается, когда она становится просроченной. Необходимо принять меры по взысканию долга до того, как он станет сомнительным или безнадёжным.

Существует несколько способов взыскания задолженности:

  1. Договориться о рассрочке. Если у дебитора возникли временные финансовые трудности, можно обсудить с ним возможность погашения долга частями.
  2. Подготовить претензию. Если договориться о рассрочке не удаётся, необходимо подготовить и отправить претензию. В ней следует указать сумму долга, период просрочки и ожидаемую дату погашения. Лучше отправить претензию заказным письмом с уведомлением о вручении — это может пригодиться в случае судебного разбирательства.
  3. Подать иск в суд. Если дебитор не отвечает на претензию в течение 30 дней или ответ не устраивает компанию, можно обратиться с иском в арбитражный суд. Однако судебные разбирательства не гарантируют возврата долга, например, если дебитор обанкротился, судебные приставы не смогут взыскать долг.

4. Вот ситуации, когда пора списывать задолженность с должника:

— Истек срок исковой давности.

— Должник прекратил своё существование как юридическое лицо, то есть был исключён из реестра юридических лиц.

— Судебные приставы установили, что взыскать долг с должника невозможно, например, в случае банкротства.

Компания, которая стремится к развитию, должна не только обеспечивать свою жизнеспособность, но и активно работать над увеличением дебиторской задолженности. Однако важно, чтобы рост дебиторской задолженности был умеренным и не приводил к накоплению просроченных и безнадежных долгов.

Чтобы получить консультацию от экспертов Национальной Юридической Сети заполните форму обратной связи на этой странице или свяжитесь с нами по телефону горячей линии.

Марина Курицына Руководитель клиентского сервиса
УЗНАЙТЕ, КАК МЫ ЗАЩИТИМ ВАС И ВАШ БИЗНЕС – ОБРАТИТЕСЬ К ЭКСПЕРТУ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЕТИ