<< Блог

Требования антимонопольного законодательства комплаенс в 2022 году

Как это работает?

Узнать подробнее

Он ввел официальный термин, соответствующий понятию антимонопольного комплаенса: система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства – совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение компанией требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения.

Закон содержит лишь минимальные требования к антимонопольному комплаенсу: введение внутреннего регулирующего документа и публикация его на сайте организации на русском языке, а также дает право на согласование этого документа в ФАС России.

При этом, учитывая отсутствие детальных требований к комплаенсу в Законе № 33-ФЗ, следует принимать во внимание:

Распоряжение Правительства РФ от 18 октября 2018 г. № 2258-р «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства». Документ адресован органам госвласти, тем не менее более детально прописанные в нем условия и требования, одобренные ФАС, помогут понять, каким должен быть состав подготавливаемого акта.
Внедренные комплаенс-системы госорганов, опубликованные на их сайтах.
Приказ ФАС от 27 ноября 2018 г. № 1646/18 «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в ФАС России».
Чужой опыт – как зарубежный, так и отечественный. Многие российские компании уже внедрили антимонопольный комплаенс (МТС, «Уралкалий», «М.Видео» и др.). При выборе предпочтительнее ориентироваться на политики и правила, согласованные ФАС (недавно такое согласование прошла пивоваренная компания AB InBeV Efes).
ISO 19600 «Системы менеджмента соответствия. Руководящие указания».
ISO 31000 «Риск-менеджмент. Принципы и руководства».
Кому необходим антимонопольный комплаенс?
Решение о внедрении антимонопольного комплаенса является добровольным. В законе указано, что компания вправе (а не обязана) реализовывать соответствующие механизмы. На этом же акцентирует внимание и ФАС России в Разъяснении. Если компания не будет практиковать комплаенс – санкции для нее не наступят.

Государство выбрало здесь путь «мягкого регулирования» и планирует стимулировать добросовестность бизнеса. Но для некоторых компаний из-за специфики их деятельности Разъяснение является особенно актуальным даже без стимулов (публичность, специфика деятельности).

Для разработки и внедрения антимонопольного комплаенса необходимо проанализировать виды деятельности организации и выявить сферы, где могут быть антимонопольные риски.

Какие новшества в антимонопольном комплаенсе в 2022 году?
Основная часть нововведений, касаемых антимонопольного комплаенса, вступила в силу с 01.01.2022 г., некоторые изменения заработают позже. К ключевым новшествам, которые начали действовать с начала 2022 года, относятся:

Сокращение способов размещения заказов;
Сокращение сроков проведения закупок;
Новые основания для отклонения;
Изменение порядка заключения контракта со вторым участником при уклонении победителя;
Введение единых требований к извещению, которое заменит тендерную документацию, независимых гарантий, механизма универсальной предквалификации, ЭДО и электронного актирования.
Остальные поправки будут внедряться поэтапно до 2023 года и коснутся:

Состава заявки и регламента проведения закупок;
ЭДО в претензионной работе;
Правил проведения процедуры электронной приемки;
Подготовки контракта с использованием ЕИС;
Особых закупок у единственного источника (покупки ценностей, закупок для дипломатов и т. п.).
ФАС рассматривает и согласовывает внутренние акты компаний об антимонопольном комплаенсе и, в случае их соответствия требованиям антимонопольного законодательства, дает соответствующее заключение.

Само по себе следование согласованным ФАС нормам позволяет компании не допустить нарушения антимонопольного законодательства. При этом действия за пределами этих требований или их нарушение антимонопольная служба будет проверять на соответствие законодательству в обычном порядке.

Марина Курицына Руководитель клиентского сервиса
УЗНАЙТЕ, КАК МЫ ЗАЩИТИМ ВАС И ВАШ БИЗНЕС – ОБРАТИТЕСЬ К ЭКСПЕРТУ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЕТИ