<< Блог

Залог эффективной комплаенс-политики организации

Как это работает?

Узнать подробнее

Полное отсутствие или частичное несоблюдение норм комплаенса в компании чревато финансовыми убытками или даже полной потерей бизнеса. Причем незаконные действия не всегда совершаются преднамеренно. Иногда сотрудники могут нарушать утвержденные положения из-за отсутствия в них прозрачности и конкретики.

Сама по себе комплаенс-политика представляет собой основополагающий локальный документ, закрепляющий правила ведения деятельности в соответствии с российскими и международными законами регуляторов, внутрикорпоративными нормами и правилами делового этикета.

Комплаенс-политика – это не чисто формальный инструмент на бумаге. В действии она должна опираться на следующие локальные документы.

Кодекс корпоративной этики

Свод правил и принципов, которых обязана придерживаться организация. Он регламентирует стандарты бизнес-поведения и устанавливает этические нормы.

Обычно Кодекс – это унифицированный документ, распространяющийся на все подразделения компании, независимо от их местонахождения. Но такой подход не всегда эффективен, так как в некоторых странах требуется адаптация под местный менталитет и нюансы деловой среды.

Положение о комплаенс-службе

Сотрудники, курирующие комплаенс, отвечают за:

В российской практике на должность комплаенс-офицера часто назначают уже занятого на предприятии сотрудника. Обычно это юрист, совмещающий свои основные обязанности с комплаенс-контролем. Но это в корне неправильно:

Положение о работе «горячей линии»

Это один из самых результативных способов информирования контролирующей службы о противозаконных нарушениях и других негативных происшествиях. «Горячая линия» может быть организована по телефону, электронной почте или даже в виде специального раздела на сайте. Обычно одновременно сочетается несколько вариантов.

Самое главное условие – обеспечить анонимность заявителя, если он сам не укажет обратного. Обычно этот момент жестко контролируется Законом «О персональных данных».

После поступления обращения, проведения расследования и подтверждения полученной жалобы к задействованным в нарушении лицам должны быть применены меры наказания. Если виновниками являются работники компании, возможны санкции вплоть до увольнения или судебного разбирательства.

Положение о работе с контрагентами

В этом документе подробно излагается процесс первоначальной или очередной проверки контрагента, распространяющийся на любой департамент организации:

Также в Положении должны быть прописаны открытые источники и автоматизированные системы проверки благонадежности контрагентов, используемые компанией, и меры ответственности за нарушение установленных требований.

Положение о работе с информацией

Чтобы минимизировать риски в сфере информационной безопасности, в данном Положении полезно отразить следующие правила:

Но самым главным элементом эффективной комплаенс-политики является правильный «тон сверху». Если менеджмент организации сам не придерживается комплаентного поведения, то и вниз по вертикали закрепленные правила работать не будут.

Марина Курицына Руководитель клиентского сервиса
УЗНАЙТЕ, КАК МЫ ЗАЩИТИМ ВАС И ВАШ БИЗНЕС – ОБРАТИТЕСЬ К ЭКСПЕРТУ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЕТИ